Новая педагогика » Дошкольное образовательное учреждение » Новые правовые основы повышения качества дошкольного образования

Новые правовые основы повышения качества дошкольного образования

Страница 2

Как государственные, так и негосударственные дошкольные учреждения аккредитуются по трем категориям (уровням).

Первый уровень — дошкольные учреждения, которые обеспечивают образовательные услуги в соответствии с требованиями государственного стандарта и получают бюджетное финансирование в размере основного норматива.

Второй уровень — дошкольные учреждения высшей категории. Услуги, предоставляемые ими по приоритетному направлению своей деятельности, превышают требования государственного образовательного стандарта. Выбирая приоритетные направления своей деятельности, такое учреждение оказывается принадлежащим к одному из следующих типов: 1) общеразвивающему; 2) присмотра, ухода и оздоровления; 3) компенсирующему; 4) комбинированному. Они обеспечиваются бюджетным финансированием в размере повышенного норматива и имеют фирменное название.

Учреждения третьего уровня — Центры дошкольного образования — предоставляют основные образовательные услуги, в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт по всем направлениям деятельности, т. е. включают весь спектр образовательных услуг разного назначения.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», аккредитация учреждения производится на основе его аттестации. Таким образом, именно в ходе аттестации дошкольного учреждения осуществляется экспертиза его деятельности в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

По Положению о дошкольном учреждении задачами любого дошкольного учреждения являются физическое и психическое здоровье детей, их интеллектуальное и личностное развитие, создание условий для творчества и развития воображения. Однако реализация таких задач может идти различными путями, и оценка этих процессов, их результатов и перспектив сопряжена с психологической, медицинской и педагогической компетентностью экспертов, ее производящих. Между тем не во всех регионах Российской Федерации имеется достаточное количество таких специалистов. Это и явилось основанием для разработки Министерством образования Российской Федерации государственного стандарта, который позволил бы установить единые минимальные требования к различным сферам деятельности дошкольного учреждения и явился бы заслоном на пути «стихийно рыночных» тенденций в сфере образования.

В то же время стандартизация в области дошкольного образования сопряжена с учетом специфики детей дошкольного возраста. Если результаты школьного обучения в большой степени отражены в аттестате, который выдается выпускнику и на котором, следовательно, может строиться стандарт школьного образования, то дошкольное образование не может иметь в качестве ориентиров формирование «знаний, умений, навыков». Специфика дошкольного возраста основана на признании его самоценности как такого периода в развитии человека, в котором закладываются его представление о своем месте в мире, общий способ отношения к окружающим людям, природе, рукотворному миру, общие познавательные установки. Этот личностный базис культуры в дальнейшем обеспечит ребенку приобретение любых специальных знаний и умений, возможность освоения самых сложных видов деятельности.

Государственный образовательный стандарт в области дошкольного образования предполагает создание условий, обеспечивающих:

— реализацию подхода к дошкольному детству как к самоценному периоду в жизни ребенка вне зависимости от степени его подготовки к обучению в школе;

— уважение личности ребенка, его прав и свобод, определяемых «Конвенцией о правах ребенка»;

— физическое развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

— охрану психического здоровья детей, их психологическую защищенность и комфорт, удовлетворение потребности в эмоциональном общении;

— интеллектуальное, эмоциональное и личностное развитие в зависимости от возрастных особенностей и индивидуальных склонностей и способностей;

— развитие у детей базиса личностной культуры, основанной на общечеловеческих духовных ценностях, уважении прав и свобод других людей;

— получение квалифицированной помощи в коррекции имеющихся недостатков физического и психического развития.

В то же время стандартизация в сфере дошкольного образования связана с вычленением четких, формализованных нормативов (критериев), по которым могут быть оценены уровень развития ребенка, его эмоционального благополучия, профессиональная компетентность сотрудников дошкольного учреждения, стиль их общения с детьми, качество используемых образовательных технологий.

Министерством образования Российской Федерации разрабатываются такие критерии оценки соответствия деятельности дошкольного учреждения государственному образовательному стандарту, по которым будет проводиться аттестация.

Аттестация предполагает новый подход к анализу различных аспектов деятельности дошкольного учреждения. Его особенность состоит в том, что в отличие от традиционных плановых проверок первоначальный и всесторонний анализ своей работы (самоанализ) осуществляют сами сотрудники,

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
В данном параграфе будут рассмотрены содержательные и сущностные характеристики понятия «вежливость». Изучение психолого-педагогической литературы позволит раскрыть вопросы о вежливости, как морального качества человека и как культуры общения. Категория вежливости - это непосредственная составляюща ...

Учебная мотивация
Сформированная мотивация - одна из основных движущих сил учения ребенка. Для её, ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах: дети избегают приближающиеся к учебным сложные игры сюжетно-ролевого характера с правилами, запретами. Интеллектуальное отставание сильно тормо ...

Характеристика игровой деятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте
Предметная деятельность справедливо считается ведущей в психическом развитии детей младшего дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин указывал на развивающее значение ориентировочных и функциональных действий (употребление предметов по назначению), в то же время не усматривая игры в предметных действиях ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru