Педагогика и воспитание » Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении » Виды мышления

Виды мышления

Страница 2

На основании перечисленных выше фактов можно сделать заключения о недоразвитии у учеников вспомогательной школы, наглядно-действенного мышления. В ряде исследований показано, что у школьников – олигофренов имеются определенные потенциальные возможности совершенствования наглядно – действенного мышления, которые могут быть реализованы в процессе коррекционно-направленного обучения.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что решение мыслительных задач происходит в результате умственных действий с образами. Образы, которыми оперирует ребенок, отличаются нерасчлененностью. В объектах часто вычленяются не существенные, а наиболее броские свойства и детали. По мере развития учащихся оперирования образами у них становится более свободным, а речь начинает выполнять функцию управления.

У нормально развивающихся детей наглядно-образное мышление формируется в основном в дошкольном возрасте, тогда как у олигофренов этот вид мышления развивается более поздние сроки и имеет ряд особенностей. Так, у умственно отсталых школьников отмечается недоразвитие анализа и синтеза, воспринимаемых и представляемых предметов: внимание учащихся привлекают не существенные свойства предметов, а их отчетливо выступающие внешние, зрительно воспринимаемые ситуативные признаки.

У учеников вспомогательной школы наблюдается трудности представления отдельных предметов и предметных ситуаций по словесному описанию. Еще больше сложности они испытывают при описании словами и графическом изображении представляемых объектов. Многие авторы отмечают своеобразие протекания такой мыслительной операции, как сравнение.

Ими установлено, что учащиеся вспомогательной школы, сравнивая хорошо знакомые ими предметы, оказываются не в состоянии выделить главное, общие их свойства. У школьников наблюдается непонимание самой задачи сравнения по представлению. Они заменяют ее изложением какого – либо материала о заданных предметах.

Изучая особенности наглядных обобщений умственно отсталых учеников, психологи отмечали у них тенденцию к установлению связей по внешним или случайно выделенным признаком.

Многие олигофрены при осуществлении этой мыслительной операции нуждаются в наглядном образце, а нередко им необходимо прямое словесное объяснение принципа классификации.

Так же они не могут свободно оперировать словом как средством осмысления ситуации. Т. А. Процко (1980), изучала на материале загадок особенности решения словесно – образных задач. Его показано, что на начальном этапе осмысления загадки школьники – олигофрены выделяют преимущественно основные элементы ее содержание. Уточняющие элементы представленные изобразительными средствами языка, используются редко. У них не наблюдается действий по сличению предмета, названного в качестве отгадки, с данным в загадке словесным описанием объекта. Однако, как указывает автор, мыслительную деятельность умственно отсталых школьников можно активизировать путем использования наглядных средств.

Т А. Процко предлагает давать ученикам возможность выбора нужного объекта из ряда предъявляемых предметных изображений.

В целом можно отметить, что наглядно – образное мышление умственно отсталых учеников развивается в условиях школьного обучения, однако, у многих олигофренов мыслительные действия, осуществляемые при оперировании сложившихся в жизненном опыте знаниями и представлениями, не достигают должного уровня обобщенности. Вследствие этого, они не могут свободно пользоваться словесными значениями при решении мыслительной задачи.

Психологи считают, что работа школы по развитию и совершенствованию образного мышления олигофренов должна быть направлена на коррекцию их чувственного познания и речи.

Словесно – логическое мышление – это мышления, оперирующее понятиями, и представляет собой генетически более поздний, по сравнению с наглядно действенным и наглядно – образным, вид мышления. У многих умственно отсталых школьников даже к концу школьного обучения отмечается существенное недоразвитие этой высшей формы мышления. Овладение понятием это – сложный и длительный процесс, имеющий ряд этапов. Вопрос об овладении понятиями школьниками – олигофренами является одним из важных.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Психологические основы восприятия и понимания художественного произведения и особенности этих процессов в младшем школьном возрасте.
Восприятие человека - необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности. Восприятие является непосредственным чувственно-предметным отражением внешнего мира. Именно на основе восприятия возможна деятельность других психических функций – памяти, мышления, воображения. Поскольку ...

Экспериментальное исследование педагогических условий нравственного воспитания младших школьников
Практическая часть исследования была проведена в муниципальной школе №10 (гуманитарной гимназии) г. Надыма Ямало-ненецкого автономного округа, с участием 40 учащихся начальных классов. Цель экспериментальной работы заключается в изучении и совершенствовании нравственных качеств учащихся начальной ш ...

Формы взаимодействия педагогов и родителей
Взаимодействие педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Процесс сотворчества семьи и учреждения образования, его особенности определяются прежде всего типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива. В п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru