Педагогика и воспитание » Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении » Виды мышления

Виды мышления

Страница 2

На основании перечисленных выше фактов можно сделать заключения о недоразвитии у учеников вспомогательной школы, наглядно-действенного мышления. В ряде исследований показано, что у школьников – олигофренов имеются определенные потенциальные возможности совершенствования наглядно – действенного мышления, которые могут быть реализованы в процессе коррекционно-направленного обучения.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что решение мыслительных задач происходит в результате умственных действий с образами. Образы, которыми оперирует ребенок, отличаются нерасчлененностью. В объектах часто вычленяются не существенные, а наиболее броские свойства и детали. По мере развития учащихся оперирования образами у них становится более свободным, а речь начинает выполнять функцию управления.

У нормально развивающихся детей наглядно-образное мышление формируется в основном в дошкольном возрасте, тогда как у олигофренов этот вид мышления развивается более поздние сроки и имеет ряд особенностей. Так, у умственно отсталых школьников отмечается недоразвитие анализа и синтеза, воспринимаемых и представляемых предметов: внимание учащихся привлекают не существенные свойства предметов, а их отчетливо выступающие внешние, зрительно воспринимаемые ситуативные признаки.

У учеников вспомогательной школы наблюдается трудности представления отдельных предметов и предметных ситуаций по словесному описанию. Еще больше сложности они испытывают при описании словами и графическом изображении представляемых объектов. Многие авторы отмечают своеобразие протекания такой мыслительной операции, как сравнение.

Ими установлено, что учащиеся вспомогательной школы, сравнивая хорошо знакомые ими предметы, оказываются не в состоянии выделить главное, общие их свойства. У школьников наблюдается непонимание самой задачи сравнения по представлению. Они заменяют ее изложением какого – либо материала о заданных предметах.

Изучая особенности наглядных обобщений умственно отсталых учеников, психологи отмечали у них тенденцию к установлению связей по внешним или случайно выделенным признаком.

Многие олигофрены при осуществлении этой мыслительной операции нуждаются в наглядном образце, а нередко им необходимо прямое словесное объяснение принципа классификации.

Так же они не могут свободно оперировать словом как средством осмысления ситуации. Т. А. Процко (1980), изучала на материале загадок особенности решения словесно – образных задач. Его показано, что на начальном этапе осмысления загадки школьники – олигофрены выделяют преимущественно основные элементы ее содержание. Уточняющие элементы представленные изобразительными средствами языка, используются редко. У них не наблюдается действий по сличению предмета, названного в качестве отгадки, с данным в загадке словесным описанием объекта. Однако, как указывает автор, мыслительную деятельность умственно отсталых школьников можно активизировать путем использования наглядных средств.

Т А. Процко предлагает давать ученикам возможность выбора нужного объекта из ряда предъявляемых предметных изображений.

В целом можно отметить, что наглядно – образное мышление умственно отсталых учеников развивается в условиях школьного обучения, однако, у многих олигофренов мыслительные действия, осуществляемые при оперировании сложившихся в жизненном опыте знаниями и представлениями, не достигают должного уровня обобщенности. Вследствие этого, они не могут свободно пользоваться словесными значениями при решении мыслительной задачи.

Психологи считают, что работа школы по развитию и совершенствованию образного мышления олигофренов должна быть направлена на коррекцию их чувственного познания и речи.

Словесно – логическое мышление – это мышления, оперирующее понятиями, и представляет собой генетически более поздний, по сравнению с наглядно действенным и наглядно – образным, вид мышления. У многих умственно отсталых школьников даже к концу школьного обучения отмечается существенное недоразвитие этой высшей формы мышления. Овладение понятием это – сложный и длительный процесс, имеющий ряд этапов. Вопрос об овладении понятиями школьниками – олигофренами является одним из важных.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Требования к физической подготовленности трудящихся в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения
В различных сферах профессионального труда в настоящее время насчитывается несколько тысяч профессий, а специальностей — десятки тысяч. Основные их отличия определяются особенностями предмета, технологии и внешних условий конкретного труда и выражаются в специфике трудовой деятельности, входящих в ...

Сущность подготовки к обучению грамоте
Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует, прежде всего, понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом. Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоци ...

Игра как средство активизации речевой деятельности в учебном процессе
Содержание предмета «иностранный язык» включает учебную информацию об аспектах языка (фонетика, лексика, грамматика), которая составляет основу формирования и развития навыков и умений, Устное и письменное общение реализуется в четырех видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и пи ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru