Новая педагогика » Формирование личности в коллективе » Формирование коммуникативных качеств личности

Формирование коммуникативных качеств личности

Страница 1

Задачей педагога, формирующего ком­муникативную культуру, является установ­ление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, со­здание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивос­ти и вместе с тем инициативности. Для до­стижения этого, на наш взгляд, более всего подходит организация работы малыми груп­пами. Работа в малых группах менее утоми­тельна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой. Дети в малых группах работают по принципу «Зна­ешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, на­учи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ре­бенок учится объективно сравнивать собст­венное умение с умениями сверстников, со­поставлять свое мнение с мнениями других.

Первоклассников мы учим объединять­ся сначала в пары, затем в четверки, шес­терки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выпол­нения задания.

Работа в паре учит детей слушать и слы­шать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирова­ние мячами.

Вначале формирование групп проходит по симпатиям, а со временем с помощью социоигр «Разведчики», «Найди группу по цвету глаз, по цифре, по разрезным картин­кам и др.».

Игровой метод позволяет сохранять по­знавательную активность и облегчать слож­ный процесс учения. В социоиграх дети раскрепощаются, у них развивается мышле­ние, внимание, активизируется их речь. Для этого подходят игры «Шапка вопросов», «Составь слово», «Каверзные вопросы».

Игры «Эхо», «Замри», «Встать по паль­цам» помогают созданию рабочего настроя, переключению с одного вида деятельности на другой. «Японская машинка», «Буквы-загадки», «Живой алфавит» обращают вни­мание детей друг к другу, ставят их в зави­симость друг от друга.

В I классе общие разговоры детей явля­ются непременным условием становления метода конструктивного диалога. Дети учатся слушать других, высказываться по поводу данной темы разговора. Общие раз­говоры — это беседа всех детей вокруг ка­кой-то темы в свободной форме. Такая бесе­да опирается на существующие у детей зна­ния, желания, интересы. Уже в I классе каж­дый ребенок узнает о правилах гостевого метода. Главное — уважение: уважение чу­жих чувств, мыслей, опыта.

Во II классе основная задача педагога — создание ситуаций и удерживание условий, при которых общение приобретает предмет­ный деловой характер. Этому способствует организация детей в группах, где отрабаты­ваются и шлифуются внутригрупповые вза­имоотношения, которые позволяют перейти к сотрудничеству и деловому разговору.

В рамках делового разговора даются но­вые знания, уточняются существующие знания и опыт. Дети обсуждают намерения и планы, каким образом выполнить то или иное действие, задание.

Работа в группах позволяет педагогу вникнуть в общение, увидеть каждого в ра­боте. Часто в своей практике мы использу­ем приемы группового чтения, группового диктанта, которые развивают терпеливое и уважительное отношение к сверстникам. Для развития умения действовать вместе, слаженно используем инсценировки, шиф­ровки, сочинения по заданной рифме.

Изменяются и усложняются социоигры. Детей все больше увлекают игры для творче­ского самоутверждения — «Детские стихи по ролям», «Так не так», они дают стимул для индивидуального и творческого развития.

Со второй половины учебного года дети учатся работать в тройках: двое выполняют задание, третий наблюдает за происходящим и комментирует. Таким образом, постепенно мы выходим на индивидуальные разговоры.

Индивидуальные разговоры — это личная внутренняя подготовка ребенка к самостоятельной деятельности. Если ребенку необхо­димо, он может задать уточняющий вопрос, высказаться по поводу выполнения задания. Девиз гостевого метода во II классе: «Умеешь сам, научи другого». Дети уже могут опреде­лить знатока, который действительно может помочь по отдельным предметам,

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Значение изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми с ЗПР
Коррекционная работа посредством изодеятельности должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому одна из задач обучения детей с ЗПР – насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциона ...

История возникновения метода проектов
Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов возник во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесен в общеобразоват ...

Комментарии к исследованию и анализ результатов
Исследование проводилось с целью анализа примеров медиа-проектов – как в них ставится и ставится ли вообще образовательная задача. Проведенное исследование позволило описать перечень рекомендаций по введению образовательных эффектов в рамках этих проектов. При анализе медиа-проектов было обнаружено ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru