Новая педагогика » Формирование личности в коллективе » Формирование коммуникативных качеств личности

Формирование коммуникативных качеств личности

Страница 2

Основное в работе с третьеклассника­ми — создавать и поддерживать проблемны­ми вопросами ситуации поиска, закреплять стремление искать, познавать, действовать самостоятельно. Для педагогов тут глав­ное — уметь держать паузу.

С помощью делового общения дети могут организовать работу между классами, группа­ми дошкольников во время совместных пра­здников, соревнований, уроков, олимпиад; могут выступить учащими детей младших классов и дошкольников, что свидетельствует о становлении учебной деятельности.

Игры в III классе носят творческий ха­рактер: дети сами их придумывают, органи­зовывают и четко контролируют выполне­ние правил.

К окончанию III класса дети в основном овладели навыками конст­руктивного общения. У них сформирова­лась личностная позиция: могут высказать и доказать свою точку зрения, могут уважи­тельно отнестись к мнению другого, подчи­нить свое мнение мнению товарищей, они готовы к самостоятельной деятельности.

В советской школе была принята концепция кол­лективистского воспитания, суть которой в следую­щем. В социалистическом обществе людей связывают подлинно коллективистские отношения, поскольку у них общая собственность, социальные идеалы и дея­тельность. Солидарность трудящихся и коллективизм являются идеологией социалистического общества, принципом жизни. Коллектив выступает как средство достижения свободы развития личности.

На этом в педагогике обосновывается принцип воспитания в коллективе и через коллектив, согласно которому коллектив учеников является средством вос­питания личности. Создателями и разработчиками пе­дагогической теории коллектива были А. Макаренко, Н. Крупская, позднее В.А. Сухомлинский и др.

В современном развитом мире действует другой принцип — индивидуального успеха и конкуренции, хотя при этом предполагается социальное и психоло­гическое взаимодействие людей. На Западе в рамках социологии и социальной психологии глубоко разрабо­тана теория и практика межличностных отношений, внутригруппового взаимодействия. В России в связи с изменяющимися социальными условиями может изме­ниться коллективистская концепция в педагогике. До сих пор коллективизм вызывал споры и взаимную критику социалистического и западного мира. В новых ус­ловиях отечественная теория коллективистского воспи­тания должна отражать социально-педагогическую ре­альность. Воспитание следует разрабатывать не столько на принципе коллективизма, в основе которого лежит социалистическая идеология, сколько на принципе межличностного и межгруппового взаимодействия, опираясь на данные социальной психологии.

С позиций последней коллектив — высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное един­ство и пр. Педагогика понимает воспитательный кол­лектив как объединение воспитанников, жизнь и дея­тельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. опреде­ляются через отношение к общему делу.

В этом определении есть четыре признака коллек­тива воспитанников, указанные еще А. Макаренко: на­личие социально значимых целей и деятельности, ор­ганов самоуправления и коллективистские отношения. В психологии группы различаются по разными при­знакам. Для педагогики имеет значение деление групп по уровню развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации, коллективы, - и по размеру: большие, малые. А. Макаренко выделял первичные коллективы 10—15 человек, находящихся в непосредственном кон­такте, и общешкольные коллективы. В теории групп важно знать понятие «группообразование», его вариант «коллективообразование», превращение группы в кол­лектив, а также «коллективистское самоопределение» — отношение к группе через групповые идеалы, нормы, ценности.

Отношения в коллективе строятся, по А. Ма­каренко, на принципе ответственной зависимости. Коллективистские отношения определяются прежде всего отношением каждого к общим ценностям, це­лям и деятельности, они проявляются в способности каждого руководить и подчиняться во имя общих дел. Это отношения преимущественно делового со­трудничества. Наряду с ними есть отношения меж­личностные — это отношения избирательного харак­тера, основанные на взаимной симпатии, интересах, дружбе, чувствах, В отечественной науке и практике приоритет отдавался коллективистским отношениям и недооценивалось богатство межличностных отно­шений. Это, а также идеологический постулат о подчинении личности интересам общества ведет к отрицательным последствиям: конформности лично­сти, безынициативности, подавлению индивидуаль­ности. Это тем более так, что в практике меньшая часть групп учащихся достигает высокой стадии раз­вития коллектива.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
I. Общие положения 1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. 2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение является примерным. 3. Дошкольное образовательное уч ...

Уравнения колебания струны
Будем считать, что струна обладает постоянной линейной плотностью r и растянута силой натяжения P. Направление оси x выберем вдоль положения равновесия струны, через y обозначим поперечное отклонение в точке x в момент времени t. Предполагается, что угол наклона ¶y/¶x кривой, образованный струной в ...

Общая характеристика и методика проведения кружковых занятий по математики
Математический кружок – это одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружков работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь ввиду, что иногда и слабо успевающие учащиеся изъ ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru