Педагогика и воспитание » Организация социальной помощи неблагополучным семьям детей-дошкольников » Примеры трех групп неблагополучных семей

Примеры трех групп неблагополучных семей

Страница 1

Наибольшую трудность представляет работа с первой группой семей. Деятельность дошкольного учреждения, безусловно, не может подменить деятельности правоохранительных органов, администрации предприятий и учреждений, где работают родители, но детский сад должен быть активным участником той комплексной работы, которую совместно проводят эти организации. Дошкольное учреждение чаще всего первым выявляет семьи, где пьют родители. В особо серьезных случаях работники детского сада первыми сигнализируют полиции, РОНО о неблагополучии в семье. Совместно с правоохранительными органами и общественными организациями дошкольное учреждение ведет работу с семьей, оказывает ей помощь, осуществляет контроль за жизнью и воспитанием ребенка. Приглашение родителей для беседы на заседание родительского комитета с участием общественности дошкольного учреждения, предприятия, полиции, как показывает практика, - весьма эффективная мера воздействия. В случае необходимости возбуждается ходатайство о принудительном лечении родителей.

Для второй группы неблагополучных семей, как уже говорилось, характерны постоянные ссоры или скрытые конфликты, взаимная недоброжелательность, раздражение. Хотя мать и отец заботятся о ребенке, но вместе с тем они не понимают, что калечат его характер, травмируют психику. Обычно такие родители считают, что атмосфера постоянной вражды на детях не сказывается. При посещении такие семьи кажутся вполне благополучными: родители приветливы с воспитателем, заметен материальный достаток в семье, у детей есть игрушки, книги, пособия для занятий. Но даже при внешне благоприятных условиях опытный педагог улавливает напряженность, недоброжелательность между супругами, их разногласия в подходе к воспитанию ребенка. Естественно, в таких условиях, ребенок приобретает отрицательный жизненный опыт, усваивает тон, манеру общения родителей, враждебное, недружелюбное, недоверчивое отношение к окружающим.

…Семья Марины, состоящая из четырех человек (трое взрослых и ребенок) занимает двухкомнатную квартиру: в одной комнате живет мать Марининого отца, во второй - Марина с родителями. На первый взгляд отношения между взрослыми нормальные, но как только педагог заводит речь о трудном характере Марины, начинаются взаимные обвинения в плохом воспитании девочки. Последующие беседы в детском саду отдельно с каждым членом семьи выявили, что в семье постоянные конфликты между родителями Марины, ее мамой и бабушкой. У взрослых разные требования к девочке. После очередной ссоры Маринина мать уходит с ней к своей матери, делая дочь орудием воздействия на мужа и свекровь. Стало понятно, почему в детском саду Марина ведет себя агрессивно, постоянно обижает детей, которые отвечают ей нежеланием общаться, играть с нею.

Обычно родители этой группы семей стараются скрыть конфликты, создать видимость благополучия, не выносить сор из избы. Понимая всю пагубность таких внутрисемейных отношений для нравственного развития детей, воспитатели дошкольных учреждений не могут оставить их без внимания. В работе с данной группой детей необходимо: показать родителям отрицательное внимание их взаимоотношений на поведение ребенка, повысить чувство ответственности за его нравственное воспитание, вызвать у родителей желание создать ребенку нормальную обстановку в семье. Наряду с консультациями, на которые приглашаются все родители и где идет разговор о культуре взаимоотношений супругов и их влияния на детей, следует проводить и индивидуальные беседы. Для этого необходимо хорошее знание условий воспитания ребенка в семье, постоянное общение с родителями, установление доверительных отношений с ними. Беседы можно проводить во время прихода родителей в детский сад для оказания конкретной помощи - утепления окон, починки игрушек и т.п. В этом случае обстановка будет располагать к беседе о ребенке, его качествах, поведении в детском саду и дома, о том, что в семье положительно воздействует на него, а какие влияния нежелательны. Особое внимание обращается на взаимоотношения взрослых.

К третьей группе относятся семьи, где родители безответственно относятся к воспитанию детей, отсутствует должный контроль за ними. Нередко это семьи, в которых не сложились отношения, родители разошлись и образовалась неполная семья - мать и дети.

…Мать пятилетнего Игоря, когда ее оставил муж, занялась устройством своей личной жизни, перестала уделять внимание сыну. Мальчик свободное от посещения детского сада время проводил на улице, домой приходил поздно, но мать это не волновало. Обеспокоенные воспитатели приходили к ней домой, приглашали для бесед в детский сад, но она от встреч уклонялась или утверждала, что занимается воспитанием сына. К работе с этой матерью был подключен актив родителей группы, которую посещал Игорь. По настоянию родителей его мать пришла в детский сад в день открытых дверей. Она наблюдала за своим сыном во время занятий, дежурства, игр. После этого воспитатели анализировали вместе с ней знания и умения Игоря, сравнивали его вместе с другими детьми. Мать вынуждена была признать, что трудовые навыки у Игоря низкого уровня, он плохо усваивает программу, игры его малосодержательны, сравнение его другими детьми явно не в пользу Игоря. Забота воспитателей и актива родителей о судьбе мальчика, неоднократные посещения его дома, воздействие на материнские чувства постепенно оказывали влияние на отношение матери Игоря к воспитанию сына: у него появились игрушки, книжки, налаживался режим. Родители, живущие по соседству, отмечали, что в выходные дни мать с сыном ходили в кино, в парк. У нее появились вопросы к воспитателям, она начала посещать родительские собрания, консультации.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Сущность и природа нравственности
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляц ...

Виды педагогического руководства самообразованием школьников
Решая проблему формирования у школьников стремления к самообразованию, необходимо перестроить саму структуру процесса обучения так, чтобы учащийся, выполняя учебные задания, чувствовал потребность в тех знаниях, изучение которых предусмотрено программой. Однако имеется ряд трудностей организационно ...

Понятие о медицинской абилитации и реабилитации. Общие принципы составления и содержание медицинских реабилитационных программ
Медицинская абилитация в раннем возрасте — это система лечебно профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, и речевых реакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины (медикаментозное и физиотерап ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru