Педагогика и воспитание » Особенности учебно-двигательной деятельности учащихся на уроках физической культуры » Особенности обучения двигательным действиям школьников

Особенности обучения двигательным действиям школьников

Страница 1

Для обучения в физическом воспитании наиболее специфичным и главным является активная двигательная деятельность учеников. Через нее проходит совершенствование физических и психических способностей ребенка. В органическом единстве с этим дети получают специальные знания о физическом воспитании.

Обучение двигательным действиям (или физическим упражнениям, если они понимаются как конкретные действия) – тот же самый педагогический процесс, но осуществляемый для решения более узких педагогических задач [5].

Обучение действию есть процесс одновременного приобретения знаний формирования двигательного умения и воспитания соответствующих физических качеств. Все это сопутствует друг другу, но неоднозначно по своим средствам и методам. Поэтому в физическом воспитании прибегают к акцентированию тех или иных задач [3].

Условно выделяют три уровня владения изучаемым двигательным действием. Каждый из них наделен определенными характеристиками позволяющим дать им собственное наименование: 1-й уровень – элементарное умение; 2-й уровень – навык; 3-й уровень – умение высшего порядка. Уровни не имеют четких границ различения. Объясняется это тем, что в основе всех уровней лежат единые психофизиологические закономерности формирования навыка. По существу элементарное умение – это еще окончательно не сформированный навык, а умение высшего порядка – это высший уровень овладения уже сформированным навыком [4].

Способность выполнять действие возникает не на пустом месте, а в результате использования человеком своих знаний и двигательного опыта. Кроме того, такая способность появляется не вдруг, а только после определенного количества повторений данного действия.

Обучение любым физическим упражнениям школьников характеризуется следующими особенностями:

1. Активная двигательная деятельность учеников как необходимое условие овладения учебным материалом. Изучение ребенком физических упражнений является его учебно-трудовой деятельностью, которая требует расходования имеющихся у него физических и психических сил. Следовательно, чтобы понять нескорые закономерности учебной деятельности ученика, необходимо учитывать психофизиологические закономерности работоспособности человека.

Работоспособность зависит от нескольких факторов: наследственность, приобретенных в процессе жизни и способов регуляции деятельностью в конкретных условиях. Чем больше они развиты, тем большую работоспособность может проявить человек. В обычных условиях человек использует только часть своей общей работоспособности. Другая часть, называемая резервной, может проявится только в условиях, предъявляющих к человеку повышенные или максимальные требования. Необычные условия не только стимулируют проявление резервной работоспособности, но и развивают способность человека к максимальной мобилизации. В свою очередь развитие подобной способности зависит от условий. Применительно к обучению действиям оптимальные условия выражаются, прежде всего, в совершенствовании методики.

2. Формирование систем двигательных умений. Только система действия определяет характер физической подготовленности ученика. Но вариантов систем существует множество. Следовательно, они должны выбираться в зависимости от направленности физического воспитания и его конкретных задач.

Способы определения этих систем опираются на многолетний опыт использования тех или иных действий и их теоретическое и экспериментальное обоснование. Например, при разработке систем физических упражнений для школьных программ, следуя принципу прикладности, были отобраны те действия, которые имели наиболее тесные связи с жизненной практикой. Затем, чтобы система оказалась практически приемлемой, исключались дублирующие друг друга действия или второстепенные. Для объективизации подобного исключения в настоящее время применяются математические методы. С их помощью прослеживаются величина и характер взаимосвязей сходных действий. Величина связей, разумеется, колеблется в значительных пределах в зависимости от пола, возраста и подготовленности школьников. Некоторые физические упражнения, например лазание и равновесие, обладают относительной независимостью в системе других действий. Другими словами, результаты в этих действиях могут быть или высокими, или низкими независимо от результатов в других видах действий. Именно это послужило поводом для включения упражнений в лазание и равновесие учебной программы большинства классов.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Дидактические игры
Дидактические игры – игры с готовыми правилами, которые используется как средство развития познавательной активности детей и подростков. У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Есть игры, включающие познавательные элементы неско ...

Игровые технологии
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправл ...

Существующая система заданий для старшеклассников по темам « Формализация и моделирование» и « Microsoft Excel» курса информатики
В старшей школе ученикам необходимо выбрать будущую профессию. В сфере развивающихся технологий, любая профессия, выбранная старшеклассниками, будет связана с компьютером и умением работать на нем, применяем компьютера в данной области. Для того чтобы ученикам наглядно продемонстрировать всю необхо ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru