Новая педагогика » Межпредметные связи физики и музыки » Сущность межпредметных связей

Сущность межпредметных связей

Страница 1

Целостная научная картина мира является мозаикой, состоящей из множества дисциплин, изучающих теории различного характера. Но, не смотря на то, что изучаемый материал очень разнообразен, между его различными элементами существуют логические цепочки, или связи, которые именуются межпредметными (МПС). Существование МПС обусловлено наличием единого корня у различных научных течений, в результате чего в различных дисциплинах используются одинаковые понятия, законы, методы изучения материала и т.п

МПС выполняют следующие функции: 1) образовательные; 2)воспитательные; 3)развивающие .

Образовательные функции МПС нацелены на формирование целостной научной картины мира. Т.е. МПС выступают как дидактическое условие, метод отражения в индивидуальном сознании ученика объективных взаимосвязей различных форм движения материального мира, единства теории и практики.

Воспитательные функции. Интегрирование и координация содержания учебных предметов закладывают прочный фундамент научного миропонимания. Широкие философские обобщения–материальное устройство мира, законы развития и взаимосвязь явлений природы и общества–основываются на фундаментальных законах естествознания и обществознания. Развитие методологических понятий (закон, явление, гипотеза, модель, процесс), создающих системность знаний ученика, возможно лишь на основе широких МПС. В анализе МПС прежде всего выделяется их мировоззренческая роль, раскрытие диалектико-материалистических основ развития общества и личности, единства науки и художественного творчества. Воспитательные функции МПС проявляются при их осуществлении в гуманитарных науках, через развитие этических и эстетических понятий, способствующих формированию нравственно-эстетических идеалов.

Развивающие функции. Повышая научно-теоретический и идейно-воспитательный уровни содержания знаний, МПС активизируют умственную деятельность школьника. Развивающие функции межпредметных связей влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Через осуществление МПС ученики развивают своё логическое мышление, применяя свои знания в конкретной ситуации через перенос знаний.

Выстраивая модель классификации МПС, необходимо опираться на три системных основания: информационная структура учебного предмета, морфологическая структура учебной деятельности, организационно-методические элементы процесса обучения. Рассмотрение МПС с позиции целостности процесса обучения показывает, что они функционируют на уровне трёх взаимосвязанных типов:1) содержательно-информационных 2)операционно-деятельностных 3)организационно-методических.

1) Содержательно-информационный тип.

Название связей даны в соответствии с обобщёнными единицами научных знаний, названиями наук и форм общественного сознания.

Фактические связи. МПС на уровне фактов–это установление родства изучаемых в разных учебных дисциплинах фактов, подтверждающих и раскрывающих общие идеи и теории. Фактические связи играют существенную роль на начальной и средней ступенях обучения. Преобладание этого вида связей предопределено структурой изучаемых на данных ступенях учебных предметов.

Понятийные связи. Понятие–это форма человеческого мышления, с помощью которого познаются общие, существенные признаки предметов. Понятия должны быть гибкими, подвижными, относительными.

Мп понятия связи–это расширение и углубление признаков предметных понятий, и формирование общих для родственных предметов понятий. Психологический механизм формирования обобщённых понятий составляет перенос, «т.е. применение опыта к совершенно другим и разнородным вещам, когда синтезированные в понятии признаки встречаются в совершенно другом конкретном окружении других признаков.»

Теоретические связи. Теория–это система научных знаний, в которых отражена взаимосвязь фактов понятий законов, постулатов, следствий, практических положений, относящихся к определённой предметной области. Мп теоретические связи в современных условиях обучения представляет собой поэлементное приращение новых компонентов общенаучных теорий из знаний, полученных на уроках по родственным предметам. Теоретические связи позволяют представить каждую теорию и закон как частные случаи более широких теорий и диалектических законов.

Мп философские связи–это обобщение конкретно-научных и философских представлений о мире, лежащих в основе усвоения учащимися ведущих идей диалектического и исторического материализма как метода познания и преобразования мира. Усложнение МПС по возрастным ступеням обучения позволяет одновременно повышать уровень их обобщения и соответственно развивать способность к методологическому обоснованию. Это расширяет границы научно-теоретического мышления. На основе общих положений материалистической философии выявляются сходные линии развития специализированных знаний, и складывается стройная система научно-философской картины мира. Содержание учебных программ позволяет реализовать МПС на уровне философских обобщений, которые требуют в основном перспективных связей с курсом обществоведения и введения отдельных философских понятий на более ранних этапах обучения.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Авторский комплекс упражнений для работы с текстом при подготовке к пересказу и его реализация на уроке английского языка
Для изучения возможностей пересказа как способа развития речевых умений старшеклассников в процессе практического исследования нами был разработан комплекс упражнений. Апробация комплекса осуществлялась на протяжении восьми уроков с использованием четырех текстов, включенных в УМК В.П. Кузовлева. П ...

Система работы по развитию театрализованных игр с перчаточными куклами у детей 6 года жизни
На основе данных, полученных на констатирующем этапе, был составлен проект "Театр бибабо и дети" Задачи проекта: Создать условия для активной творческой деятельности старших дошкольников, участвующих в театрализованной деятельности. Создать условия для совместной театрализованной деятельн ...

Критика реализации аксиоматического подхода у А.В. Погорелова
Одно из направлений анализа задается вопросом: « На сколько точно и полно реализован аксиоматический подход. Основанием для анализа здесь является сравнение логики построения учебного текста с идеальной моделью. Идеальная модель описана в параграфе 1.3. Рассмотрим логику построения учебного курса. ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru