Идеологические МПС–это синтез идеологических знаний, включаемых в содержание предметов разных циклов. Такие связи направлены на формирование ценностного отношения учащихся к миру.
2) Операционно-деятельностный тип.
В программах школ специальное внимание уделено формированию умений учащихся. Сравнение перечней умений в программах по предметам естественно-научного цикла показывает их общность, определяемую единством методов научного познания природы и учебно-воспитательных задач: умения оценочной деятельности, умения познавательной деятельности, умения практической деятельности, умения учебной деятельности.
Актуальным является развитие исследований в области операционно-деятельностных МПС познавательного, практического, ценностно-ориентационного характера. Это направление разрабатывается в исследованиях МПС, раскрывает их развивающие функции. МПС, ориентированные на формирование обобщённых познавательных умений приводят к иерархии общих и специальных способов действий.
Творческие умения относятся к обобщённым общепредметным умениям. Они отражают структуру творческой деятельности при изучении любого предмета: видение проблемы, новые связи объекта, ориентирования в альтернативных способах решения, их оригинальность, самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, обобщение накопленных данных, их связь в новом знании. Опора на методы науки способствует формированию у учащихся общепринятых умений практической деятельности.
МПС по видам деятельности так же, как МПС по видам знаний раскрывают перед учащимися диалектику общего, особенного и единичного в познании мира. Они всегда вносят мировоззренческую ориентацию в процессе обучения. Как следствие МПС по видам знаний и видам деятельности выступает перенос видов отношений, формируемых в обучении предметам разных циклов при условии координации в работе учителей.
Организационно-методический тип.
МПС функционирует в учебном процессе, и осуществляются с помощью тех или иных методов и организационных путей. Это позволяет выдержать тип организационно-методических связей, которые обогащают методы, приёмы и формы организации обучения. Они обеспечивают эффективные пути усвоения учащимися общепринятых знаний и умений. МПС реализуются в различных формах учебной и внеурочной деятельности: на обобщающих уроках, уроках-лекциях, комплексных семинарах и экскурсиях, в домашних заданиях, на междисциплинарных факультативах, конференциях, тематических вечерах, в работе ученических научных обществ и т.п.
Т.о. общность структур учебных предметов и учебной деятельности в целостном процессе обучения, составляет объективные основания классификации МПС.
Понятие учебной проблемы утвердилось в диалектике в результате исследований М.И. Махмутова. Поиск идей комплексного осуществления МПС в предметной системе обучения показал необходимость использования понятия МПС (межпредметная) учебная проблема. Термин МПС означает, что сформулированная учебная проблема охватывает содержание ряда учебных предметов и предполагает его использование в процессе решения. Комплексность конкретизирует проблему по трём параметрам:1) включение определённого комплекса знаний и умений из разных учебных предметов 2) осуществление совокупности видов МПС 3) решение в комплексе задач образования, развития и воспитания учащихся с помощью МПС проблем. Т.о. МПС комплексная учебная проблема–это форма отражения логико-психологического противоречия процесса усвоения в предметной системе обучения, реализованного МПС, объединённые общепредметной идеей и нацеленные на достижение единства их образовательных, воспитательных и развивающих функций.
Мп комплексные учебные проблемы – это эффективное средство формирования мировоззренческих представлений учащихся о целостности научно-философской картине мира и вооружая их методологией его систематического познания. Т.о. проблемный подход к осуществлению МПС в обучении – это выдвижение МПС комплексных учебных проблем и их последующее решение с помощью МПС познавательных задач. Проблемность означает систематическое решение МПС познавательных задач, т.о. МПС составляет важнейший фактор перестройки содержательно-логической структуры учебного материала с позиции мировоззренческих идей. Возможны три дидактических варианта перестройки учебного материала предметов на основе принципа проблемности при осуществлении МПС: тематический, проблемно-тематический, широкий проблемный.
Тематический подход – это использование МПС познавательных задач, проблемных вопросов, заданий для раскрытия ведущих идей и основных понятий учебной темы курса. Тематический подход обеспечивает единство конкретного и абстрактного в усвоении знаний. В организации тематического подхода к осуществлению МПС, первостепенное значение имеет их планирование, основанное на развитии связанных между собой предметных понятий и общепредметных умений с учётом содержания программ.
Другое по теме:
Исторические вопросы методики преподавания математики в России
Математическое образование в России находилось в 9—13 веках на уровне наиболее культурных стран Восточной и Западной Европы. Затем оно было надолго задержано монгольским нашествием. В 15—16 веках в связи с укреплением Русского государства и экономическим ростом страны значительно выросли потребност ...
Метод проектов как способ обучения старших дошкольников
театрализованным играм
Обучение детей театрализованным играм может быть организованно как проектная деятельность. В дошкольной педагогике проблема освоения детьми такого вида деятельности, как театрализованная игра не является новой. Ее изучали известные исследователи Л.В. Артемовой, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Л.С. ...
Речевые нарушения у дошкольников с детским церебральным параличом
В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значимое место занимает расстройство речи частотой около 70 процентов. Формы речевых нарушений разнообразны, что связано с вовлеченностью в патологический процесс различных мозговых структур. Целесообразно выделять следующие формы нарушений: 1) В ...