Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Особенности профессионального самоопределения подростков

Особенности профессионального самоопределения подростков

Страница 1

Потребность в знании закономерностей личностного и профессионального онтогенеза все чаще осознается обществом при решении многих вопросов в самых разных сферах жизни и деятельности. Проблема поиска жизненного пути не может не волновать как отдельную личность, так и общество в целом. Конфликты, возникающие на стыке самореализации, самоактуализации функционально-ролевого поведения существуют на протяжении всей жизни человека (особенно на профессионально-ориентационном уровне) и в этом смысле, считает Л.М. Митина, проблема профессионального самоопределения никогда не будет обдуманной личностью до конца.

В связи с этим особую важность приобретает проблема оказания психологической помощи самоопределяющимся субъектам. Поиск путей эффективного профессионального самоопределения человека, помощь ему в выборе профессии в соответствии со склонностями и способностями, потребностями и ценностными установками является одной из важнейших задач практической деятельности психолога.

Целью данного исследования является изучение особенностей профессионального самоопределения подростков в зависимости от их индивидуально-типологических различий.

В процессе исследования мы руководствовались следующей гипотезой – вероятно, существует статистически значимая зависимость между личностно-типологическими особенностями подростков и особенностями их профессионального самоопределения.

Методы исследования: патохарактерологический диагностический опросник; карта интересов; исследование профессиональной мотивации учащихся; исследование сферы профессиональных предпочтений учащихся ; исследование сферы профессиональной деятельности в связи с типом личности обучающихся (Дж.Холланд).

Анализ результатов эмпирического исследования показал, что у подростков самосознание не достигает еще необходимой степени развития. Различия в их личностном и профессиональном самоопределении, связанные с влиянием индивидуально-типологических особенностей, скрыты под уровнем социально обусловленных установок. Следовательно, говорить о подлинном профессиональном самоопределении, как осознании себя и определении своего собственного существования, своего места в жизни, в подростковом возрасте говорить еще рано. Изучение динамики особенностей профессионального самоопределения в зависимости от индивидуально-типологических различий по мере взросления человека может стать целью дальнейших психологических исследований. Несмотря на обозначенные выше особенности профессионального самоопределения подростков в целом (недостаточный уровень осознанности, в частности осознанности своих индивидуально-психологических свойств, и субъектности), можно говорить о том, что между личностно-типологическими различиями подростков и особенностями их профессионального самоопределения существует зависимость. Эта зависимость становится видна благодаря системному подходу к анализу полученных результатов, в частности анализу иерархического сочетания исследуемых параметров у разных личностных психотипов. Индивидуальность подростков отдельных личностных психотипов в сфере их профессионального самоопределения проявляется в уникальном сочетании общих элементов направленности личности.

Так, у представителей шизоидного психотипа наиболее предпочитаемыми являются профессии из сферы физического (связанные с передвижением) и умственного (связанные с интеллектуальной деятельностью) труда, позволяющие им реализовать мотивы достижения профессионального мастерства и социальной значимости труда, а также проявить оригинальность мышления и собственное, порой нестандартное, отношение к окружающей действительности. Наименее предпочитаемыми являются профессии, требующие большого количества контактов с людьми, а также – предполагающие работу по четким инструкциям и определенному алгоритму.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Воспитательные традиции мусульман
В мусульманской семье воспитание детей является одной из главных ее составляющих. Оно включает в себя не только хорошее образование. Образование – лишь часть культуры воспитания, касающаяся жизненных познаний ребенка и обращенная к его разуму. Воспитание – это постепенное, шаг за шагом, развитие ре ...

Развитие нравственности в онтогенезе
В этической литературе проблема формирования нравственного сознания рассматривается обычно лишь в процессе филогенеза как проблема происхождения нравственности. Что же касается проблемы «происхождения нравственности» в отдельной личности, т. е. возникновения и формирования морального сознания в про ...

Методика обследования письма у младших школьников и результаты констатирующий эксперимент
Актуальность и значимость проблемы нарушения письма проанализированной в первых главах, позволили определить направление собственного констатирующего исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе школы – интерната № 22 V вида г. Кемерово. В эксперименте принимали участие 12 учащихся вт ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru