Новая педагогика » Работа классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях » Формы объединения воспитательной деятельности школы, семьи в осуществлении программы индивидуального развития ребенка

Формы объединения воспитательной деятельности школы, семьи в осуществлении программы индивидуального развития ребенка

Страница 2

Немаловажной является также возможность для родителей высказать свое согласие пли несогласие с характеристикой, т. к. без установления этого отношения не может быть и речи о выработке программы индивидуального развития личности, о единстве и согласованности воспитательных действий.

Проведенная проверка действенности форм предъявления характеристик убеждает, что самой эффективной в плане управления семейным воспитанием, в определении совместно с семьей конкретных и целенаправленных педагогических действий, является письменная характеристика ученика, даваемая родителям в конце первой учебной четверти.

Психолого-педагогические требования к педагогической характеристике следующие: характеристика должна быть краткой и доказательной; основой ее обязательно являются положительные стороны личности ребенка; нецелесообразно отмечать более одного - двух основных недостатков школьника, сдерживающих его правильное развитие; необходимо раскрывать тенденции, т. е. самые яркие индивидуальные особенности развития учащегося; характеристика должна заканчиваться советами или рекомендациями по актуальным проблемам развития личности ребенка.

Не всегда прямые вопросы о жизни семьи дают объективные сведения. Целесообразно использовать косвенные методы изучения психологической и педагогической атмосферы семьи. К таким методам относится классное сочинение учащихся. В силу субъективности восприятия и отражения сведения о семье, полученные из сочинений учащихся, должны сопоставляться с данными, полученными другими методами. Классный руководитель имеет возможность договориться с учителем русского языка о теме, раскрытие которой позволит получить дополнительную информацию о родителях, о жизни семейного коллектива. Тема сочинения в дальнейшем анализе должна быть представлена критериями, показывающими согласованность и общественную направленность коллектива. Учащимся могут быть предложены, например, такие темы: "Что бы я сделал для своей семьи, если бы все мог", "Выходной день нашей семьи". "Любимые занятия в нашем доме", "Счастливый день в нашей семье" и др. Позволяют фиксировать: симпатии ребенка к членам семьи, степень авторитетности родителей, духовные потребности членов семьи, организацию домашних дел и их выполнение, систему ценностей ребенка и т. д. и т. п. Со второго по седьмой класс ежегодно можно давать одно сочинение, посвященное "семейной тематике".

Материалы детских классных сочинений настолько эмоциональны, богаты, просто поучительны для родителей, что, не называя имен детей, можно многое взять из них для одного из "уроков семейной педагогики", скажем для классного собрания. Нередко родители и не подозревают о том, что волнует, что радует или беспокоит ребят в жизни семьи. А это неправильно, т.к. ребенок член семьи, его состояние, взгляды и представления "не могут быть безразличными для взрослых. Влияние содержания сочинений на родителей хорошо показано в одном из телевизионных фильмов, рисующих дискуссию на родительском собрании, вызванную сочинениями детей. Портреты родителей, отцов настолько выпуклы, нравоучительны, что поистине напрашивается заключение - дети тоже воспитывают родителей. Воспитывают своими отношениями, оценками, требованиями. И классный руководитель смело, но тактично может «знакомить» родителей с их детьми! Психолого-педагогические требования к классному сочинению не многочисленны: косвенная постановка вопроса не обнаруживающая исследовательского плана; доверительный, искренний характер отношений учителя с учащимися; негласность в классе содержания сочинений многоплановый' индивидуальный психолого-педагогический анализ сочинения школьника.

Можно предвидеть возражение некоторых классных руководителей: характеристика, мол не обязательна во всех классах или где взять время на написание характеристик на анализ сочинений? Конечно, пока не обязательно, конечно, непросто и со временем, т.к. составление характеристик на учащихся 5-6 класса требует, например, 10-12 часов в течение четверти. Анализ сочинения с записью в дневнике педагогических наблюдений 3-4 часа. Но ведь, мы же ищем эффективные пути и средства работ! Ведь творческая деятельность людей никогда не осуществляется по приказу, она является духовной потребностью человека. Конечно, и дневника педагогических наблюдений рекомендуются классному руководителю, но они ведь обязательное условие высококвалифицированной педагогической работы!

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Приёмы формирования фонетико- фонематической стороны речи
В своей работе мы использовали следующие приемы логопедической работы: Массаж. - Дифференцированный логопедический массаж (для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата). Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мыш ...

Иноязычный текст как объект понимания
В методике обучения иностранным языкам текст рассматривается как средство обучения, относясь к такой его разновидности, как учебные материалы. С этой точки зрения текст, будучи продуктом речи, есть любая последовательность графических или звуковых языковых знаков, ограниченная единым назначением. Т ...

Сущность воспитания по «Пиру», «Федру», «Государству» и «Законам»
Платон придавал большое значение воспитанию и обучению. Два этих компонента лежат в основе большинства его учений, они являются неотъемлемой частью мироздания, по мнению самого философа. В своей книге «Государство» Платон пишет: «Начало — самое важное во всяком деле, в особенности для всего молодог ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru