В практике школы нередки случаи несовпадения, иногда очень значительного, оценок ребенка учителями и родителя ми. В 5—10 классах процент несовпадений возрастает. Дело заключается отнюдь не в выявлении «виновных» такого взаимного непонимания: ясно, что вина лежит на воспитателях. Серьезность вопроса раскрывается в последствиях непонимания и ослабевающих контактов. В большинстве случаев сильнее всего это явление отражается на ученике, на ослаблении его психологической позиции и результатов труда, общественно-полезной деятельности и т. д.
Если родители не согласны со школой, с учителем, они должны немедленно устранить возникшее непонимание, разногласие, приход в школу, беседа с учителем — единственный путь разрешения вопроса. Мы уже показали следствия этого недостатка в семейном воспитании.
Из этого следует, что составление характеристик нельзя рассматривать как узко педагогическую деятельность, так как родители - активные участники воспитания. Устная и тем более письменная характеристика - предмет обостренного, актуального внимания родителей, всегда ревностного и почти всегда очень субъективного. Характеристика развития личности школьника (а до 10 класса всякая характеристика ведь фиксирует лишь определенный момент длительного и сложного процесса становления личности) не должна, не может быть тайной от родителей. Ознакомление родителей с характеристикой, совместное составление программы индивидуального развития ребенка является, как показало наше исследование, самой рациональной и эффективной по результатам влияния на семейное воспитание формой работы с родителями. С другой стороны, это и один из наиболее объективных методов изучения семьи. Конечно, показательно то, как отнесутся родители к характеристике, какое участие примут в составлении программы развития личности ребенка и плана ближайших действий. Самый интересный и убедительный материал классный руководитель получает, анализируя воспитательную деятельность родителей: постоянна она или осуществляется эпизодически, целеустремленно или стихийно, результативно или без фиксируемого изменения в развитии ребенка и т. д.
Важна также и форма предъявления характеристики родителям.
Нами экспериментально проверялось влияние на воспитательную активность семьи четырех форм предъявления характеристик учащимся 5-8 классов:
устная характеристика, даваемая индивидуально в конце первой учебной четверти;
письменная характеристика, даваемая индивидуально в конце первой учебной четверти;
устная характеристика, даваемая индивидуально в конце учебного года;
4)письменная характеристика, даваемая индивидуально в конце учебного года.
Наивысшую действенность обнаружили характеристики 2 и 1 формы предъявления. Показателем влияния характеристик на семейное воспитание являлись критерии воспитательной активности семьи (смотрите стр. 91—92). В сравнительном плане эти четыре формы предъявления характеристик дали следующие результаты:
Форма предъявления характеристики |
Отмечено значительное повышение воспит. активности семьи (%). |
Частично значительное повышение воспит. активности семьи (в %) |
Не отмечено улучшение семейного воспитания (в %) |
1.Устная в конце 1 ч. |
73 |
8 |
19 |
2.Писменная в конце 1 уч. ч. |
86 |
8 |
6 |
3.Устная в конце уч. г. |
51 |
11 |
38 |
4.Письменная в конце уч. г. |
63 |
14 |
23 |
Необходимо подчеркнуть, что во всех случаях характеристика вручалась индивидуально (то есть родителям) для обсуждения ее на семейном совете. Классный руководитель выражал просьбу сообщить ему через некоторое время свое мнение о данной характеристике. Реакция родителей - быстрая, замедленная или отсутствие ответа на просьбу - тоже рассматривалась как показатель действенности характеристик.
Другое по теме:
Эмпирическое исследование детского
изобразительного творчества в сюжетном рисовании
Экспериментально-исследовательская работа проводилась нами на базе я/с № 3 г. Могилева в ноябре 2008 - апреле 2009 года. Для исследования мы взяли 25 детей группы «Почемучки» (Приложение 1) и их родителей, 1 воспитателя группы. Цель исследования: изучить влияние сюжетного рисования на развитие детс ...
Реализация педагогических условий, обеспечивающих формирование культуры здоровьесбережения
младших школьников
Формирующий эксперимент был направлен на проверку эффективности выделенных нами в теоретической части исследования педагогических условий формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников. Нами был предложен и проведен комплекс мероприятий, направленных на формирование здоровьесберегающе ...
Рекомендации по усовершенствованию социальной работы по формированию положительного
отношения подростков к здоровью
Проблема здоровья подрастающего поколения считается чрезвычайно важной во всем мире, так как оно является основным показателем благополучия общества и государства. В последние годы наблюдается неуклонный рост числа заболеваний и отклонений в состоянии здоровья детей и подростков, возникновение кото ...