Педагогика и воспитание » Особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии » Проведение констатирующего этапа эксперимента и его интерпретация

Проведение констатирующего этапа эксперимента и его интерпретация

Страница 4

В соответствии с задачами курсовой работы нами был проведено диагностическое обследование двух групп испытуемых (с нормальным и нарушенным речевым развитием), в ходе которого выявилось, что дети с ОНР со стертой формой псевдобульбарной дизартрии имеют качественно более низкий уровень сформированности интонационной стороны речи, что подтверждалось невысоким балловым уровнем исследуемых параметров речи (преимущественно уровень ниже среднего, также средний и низкий уровни). Помимо этого, дети с речевым нарушением продемонстрировали более низкий уровень сформированности разных сенсорно-перцептивных модальностей в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Было выявлено также, что дети данной категории опираются не на все виды модальностей, а преимущественно на зрительную, слуховую и эмотивную. Дети с речевой патологией не сразу понимают инструкцию, демонстрируют низкую познавательную и коммуникативную активность, что усложняло процесс диагностики. Однако разнообразие заданий, направленных на выявление ведущего канала восприятия, помогло заинтересовать детей и активизировать их деятельность в ходе обследования, что может являться одним из доказательств нашей гипотезы.

Центральным в нашем исследовании было предположение, что недоразвитие процессов сенсорно-перцептивной модальности влияет на уровень сформированности интонационной стороны речи и чем гармоничнее и равномернее развиты все виды сенсорно-перцептивной системы, тем выше уровень сформированности интонационной стороны речи. Опытно-экспериментальное исследование проходило на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 184» и МДОУ Центр развития ребенка «Детский сад комбинированного вида №137» г. Хабаровска и заключалось в проведении диагностического обследования по выявлению сформированности интонационной стороны речи и разных сенсорно-перцептивных модальностей. Также был проведен ассоциативный эксперимент с целью установления превалирующей перцептивной модальности у детей с нарушенным речевым развитием в сравнении с их сверстниками без патологии.

Обработав данные, полученные в ходе обследования, мы сделали вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтверждается, так как по окончанию констатирующего эксперимента было обнаружено, что у детей основной группы наряду с недостаточной сформированностью интонационной выразительности отмечается недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов. В то же время у детей группы сравнения наблюдается преимущественно высокий уровень развития как интонационной стороны речи, так и сенсорно-перцептивной системы. У детей, не имеющих речевой патологии, разные модальности развиты примерно на одном уровне, что расширяет их познавательные возможности. Тем не менее, уже появляются предпосылки к возникновению ведущей перцептивной модальности. При этом уровень сформированности интонационной выразительности в целом соответствует возрастной норме. Полученные нами результаты для наглядности были отражены в графиках (сравнительные и индивидуальные интонационные и перцептивные профили) и таблицах.

Таким образом, все выявленные данные показывают взаимосвязь интонационной выразительности с уровнем сформированности сенсорно-перцептивных модальностей. Дети с нарушенным речевым развитием наряду с несформированностью интонационной стороны речи уже в 4-5 лет имеют моноканальную направленность восприятия, что было доказано в ходе констатирующего эксперимента. На данном этапе развития логопедии исследуемая проблема является особенно актуальной, так как в ходе углубленного ее изучения возможна разработка эффективной методики преодоления нарушений в использовании интонационных средств оформления речи.

Страницы: 1 2 3 4 


Другое по теме:

Сюжетные задачи, как способ развития интереса у младших школьников
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более п ...

Планы-конспекты занятий по формированию элементарных математических представлений
Занятие 1 Задачи: - развивать у детей мелкую моторику кистей рук; - развивать интеллектуальные способности детей; - развивать речь, внимание, память, логическое мышление. Цели урока: 1. Формировать навыки ориентации по элементарному плану, умение правильно определять взаимное расположение предметов ...

Туристические игры
"Меж двух огней". Игра проводится на волейбольной площадке (без сетки). Капитаны становятся за лицевыми линиями площадки, а игроки их команд - на противоположной ее половине. Таким образом, каждая команда находится как бы меж двух огней. По жребию один из капитанов вводит мяч (волейбольны ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru