Педагогика и воспитание » Особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии » Проведение констатирующего этапа эксперимента и его интерпретация

Проведение констатирующего этапа эксперимента и его интерпретация

Страница 4

В соответствии с задачами курсовой работы нами был проведено диагностическое обследование двух групп испытуемых (с нормальным и нарушенным речевым развитием), в ходе которого выявилось, что дети с ОНР со стертой формой псевдобульбарной дизартрии имеют качественно более низкий уровень сформированности интонационной стороны речи, что подтверждалось невысоким балловым уровнем исследуемых параметров речи (преимущественно уровень ниже среднего, также средний и низкий уровни). Помимо этого, дети с речевым нарушением продемонстрировали более низкий уровень сформированности разных сенсорно-перцептивных модальностей в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Было выявлено также, что дети данной категории опираются не на все виды модальностей, а преимущественно на зрительную, слуховую и эмотивную. Дети с речевой патологией не сразу понимают инструкцию, демонстрируют низкую познавательную и коммуникативную активность, что усложняло процесс диагностики. Однако разнообразие заданий, направленных на выявление ведущего канала восприятия, помогло заинтересовать детей и активизировать их деятельность в ходе обследования, что может являться одним из доказательств нашей гипотезы.

Центральным в нашем исследовании было предположение, что недоразвитие процессов сенсорно-перцептивной модальности влияет на уровень сформированности интонационной стороны речи и чем гармоничнее и равномернее развиты все виды сенсорно-перцептивной системы, тем выше уровень сформированности интонационной стороны речи. Опытно-экспериментальное исследование проходило на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 184» и МДОУ Центр развития ребенка «Детский сад комбинированного вида №137» г. Хабаровска и заключалось в проведении диагностического обследования по выявлению сформированности интонационной стороны речи и разных сенсорно-перцептивных модальностей. Также был проведен ассоциативный эксперимент с целью установления превалирующей перцептивной модальности у детей с нарушенным речевым развитием в сравнении с их сверстниками без патологии.

Обработав данные, полученные в ходе обследования, мы сделали вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтверждается, так как по окончанию констатирующего эксперимента было обнаружено, что у детей основной группы наряду с недостаточной сформированностью интонационной выразительности отмечается недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов. В то же время у детей группы сравнения наблюдается преимущественно высокий уровень развития как интонационной стороны речи, так и сенсорно-перцептивной системы. У детей, не имеющих речевой патологии, разные модальности развиты примерно на одном уровне, что расширяет их познавательные возможности. Тем не менее, уже появляются предпосылки к возникновению ведущей перцептивной модальности. При этом уровень сформированности интонационной выразительности в целом соответствует возрастной норме. Полученные нами результаты для наглядности были отражены в графиках (сравнительные и индивидуальные интонационные и перцептивные профили) и таблицах.

Таким образом, все выявленные данные показывают взаимосвязь интонационной выразительности с уровнем сформированности сенсорно-перцептивных модальностей. Дети с нарушенным речевым развитием наряду с несформированностью интонационной стороны речи уже в 4-5 лет имеют моноканальную направленность восприятия, что было доказано в ходе констатирующего эксперимента. На данном этапе развития логопедии исследуемая проблема является особенно актуальной, так как в ходе углубленного ее изучения возможна разработка эффективной методики преодоления нарушений в использовании интонационных средств оформления речи.

Страницы: 1 2 3 4 


Другое по теме:

Функции и движущие силы процесса обучения
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обуславливают функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. При этом образовательная функция связана ...

Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности
Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой» (К.С. Лебединская). Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случая ...

Межличностные проблемы
Повышенная агрессивность. Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так ка ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru