Педагогика и воспитание » Особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии » Проведение констатирующего этапа эксперимента и его интерпретация

Проведение констатирующего этапа эксперимента и его интерпретация

Страница 3

Таблица 4 демонстрирует, что шесть детей ГС показали высокий уровень сформированности перцептивных модальностей, у остальных выявился промежуточный уровень (выше среднего). Это свидетельствует о том, что у детей с нормальным речевым развитием разные сенсорно-перцептивные модальности сформированы соответственно возрасту. Можно отметить, что у детей уже появляются предпосылки к выделению ведущей модальности, при том, что перцептивные процессы развиты на достаточно высоком уровне.

Средние показатели результатов обследования основной группы и группы сравнения можно представить в виде «интонационных профилей» и «перцептивных профилей».

Рис. 1. Средние показатели интонационного профиля ОГ.

Рис. 2. Средние показатели интонационного профиля ГС.

Таким образом, обследование интонационной стороны устной речи групп ОГ и ГС показало, что уровни сформированности исследуемых параметров речи у детей двух групп испытуемых качественно отличаются.

Рис. 2. Средние показатели перцептивного профиля ГС.

Рис. 2. Средние показатели перцептивного профиля ГС.

Таким образом, обследование разных перцептивных модальностей групп ОГ и ГС показало, что уровни сформированности исследуемых параметров у детей двух групп испытуемых отличаются: дети ГС имеют более высокий уровень сформированности перцептивных модальностей. Дети с речевой патологией отличаются несформированностью в достаточной мере (соответственно возрасту) сенсорно-перцептивных модальностей.

Также в структуру обследования входило проведение ассоциативного эксперимента с целью выявления ведущей перцептивной модальности.

Можно отметить, что у детей основной группы значительно преобладает ситуативная обусловленность реакций на слова-стимулы, что выражалось в перечислении окружающих предметов или явлений, в подборе слов из личного опыта.

Таким образом, как показало опытно-экспериментальное исследование для детей с ОНР со стертой формой дизартрии в сравнении с их сверстниками с нормальным речевым развитием характерно не только недоразвитие интонационной стороны речи, но разных модальностей сенсорно-перцептивной системы. Дети без речевой патологии продемонстрировали высокий уровень развития перцептивных процессов и интонационной стороны речи. Можно отметить, что исследуемые нами дети с речевой патологией уже, в зависимости от индивидуальных особенностей, опираются на доминирующую у них модальность.

То есть можно сделать вывод, что для успешной коррекции нарушений в использовании средств интонационной выразительности необходимо в ходе коррекционно-логопедических занятий опираться на превалирующую в словах и действиях детей модальность. Помимо этого, у детей с речевой патологией нужно включать в коррекционные мероприятия развитие различных перцептивных процессов, так как интонационная выразительность тесным образом связана с перцептивной модальностью.

В результате теоретического и практического изучения проблемы взаимосвязи интонационной стороны речи и сенсорно-перцептивной системы нами были освещены ее наиболее значимые моменты. Наша речь представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких уровней (сегментный и суперсегментный уровни). Нами подробно был рассмотрен суперсегментный (надсегментный) уровень речи с позиций междисциплинарного подхода. Согласно современным лингвистическим данным, интонационную систему (суперсегментный уровень) образуют взаимосвязанные компоненты: мелодика, интенсивность, тембр, ритм, темп, логическое ударение и паузация. Также нами была рассмотрена сенсорно-перцептивная система человека и перцептивная модальность как средство формирования интонационной стороны речи. В процессе речевой коммуникации интонация является важным средством формирования высказывания, уточняя его семантику и осуществляя передачу эмоциональных и экспрессивных значений. Интонационная выразительность речи основывается на нормальном функционировании универсальных физиологических основ производства речи, на эмоциональном переживании, а также тесно связана с сенсорно-перцептивной организацией человека, так как ведущая перцептивная модальность определяет своеобразие процессов получения, переработки, хранения и передачи информации. Также в нашем исследовании были освещены особенности общеречевых навыков и интонационной стороны речи у дошкольников с ОНР, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии. Широкая распространенность у детей данной категории нарушений в использовании интонационных средств оформления речи и трудности преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания специалистов, тщательной и подробной разработки логопедических методик, основанных на включении в коррекционные мероприятия ощущения различных сенсорно-перцептивных модальностей. У детей с ОНР процессы восприятия имеют моноканальную направленность, ограничивающую их потенциальные познавательные и коммуникативные возможности. Необходимо учитывать ведущий канал восприятия ребенка в логопедической работе с ним. Однако требуется не только опора на ведущую перцептивную модальность, но и активизация разных сенсорно-перцептивных модальностей. Это позволит скоррегировать недостатки в использовании интонационных средств выразительности, а также развить интонационную систему речи на максимальном для каждого ребенка уровне.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Способы повышения педагогической культуры родителей
На основе анализа целей, задач, содержания и методов деятельности воспитателя стало возможным создать эмпирическую модель педагогической культуры семьи. Она включает следующие аспекты: интеллектуальность, характеризующуюся известным объемом педагогических знаний, познавательным интересом и активнос ...

Характеристика особенностей владения приемами доказательного мышления
Из обширной проблемы развития умственно отсталых детей под воздействием обучения мы выбрали некоторые стороны, связанные с выявлением сохранности приобретенных знаний и умением их использовать в качестве аргументов в условиях, требующих доказательств. Цель нашего психологического эксперимента своди ...

Роль и значение занятий туризма в физическом воспитании подростков 13-14 лет
Под туризмом понимаются организованные кратковременные или длительные путешествия, совершаемые для ознакомления с родным краем, историческими и культурными памятниками, новостройками и природными богатствами Беларуси, а также для расширения общего кругозора участников походов. Во время путешествии ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru