Педагогика и воспитание » Особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии » Проведение констатирующего этапа эксперимента и его интерпретация

Проведение констатирующего этапа эксперимента и его интерпретация

Страница 3

Таблица 4 демонстрирует, что шесть детей ГС показали высокий уровень сформированности перцептивных модальностей, у остальных выявился промежуточный уровень (выше среднего). Это свидетельствует о том, что у детей с нормальным речевым развитием разные сенсорно-перцептивные модальности сформированы соответственно возрасту. Можно отметить, что у детей уже появляются предпосылки к выделению ведущей модальности, при том, что перцептивные процессы развиты на достаточно высоком уровне.

Средние показатели результатов обследования основной группы и группы сравнения можно представить в виде «интонационных профилей» и «перцептивных профилей».

Рис. 1. Средние показатели интонационного профиля ОГ.

Рис. 2. Средние показатели интонационного профиля ГС.

Таким образом, обследование интонационной стороны устной речи групп ОГ и ГС показало, что уровни сформированности исследуемых параметров речи у детей двух групп испытуемых качественно отличаются.

Рис. 2. Средние показатели перцептивного профиля ГС.

Рис. 2. Средние показатели перцептивного профиля ГС.

Таким образом, обследование разных перцептивных модальностей групп ОГ и ГС показало, что уровни сформированности исследуемых параметров у детей двух групп испытуемых отличаются: дети ГС имеют более высокий уровень сформированности перцептивных модальностей. Дети с речевой патологией отличаются несформированностью в достаточной мере (соответственно возрасту) сенсорно-перцептивных модальностей.

Также в структуру обследования входило проведение ассоциативного эксперимента с целью выявления ведущей перцептивной модальности.

Можно отметить, что у детей основной группы значительно преобладает ситуативная обусловленность реакций на слова-стимулы, что выражалось в перечислении окружающих предметов или явлений, в подборе слов из личного опыта.

Таким образом, как показало опытно-экспериментальное исследование для детей с ОНР со стертой формой дизартрии в сравнении с их сверстниками с нормальным речевым развитием характерно не только недоразвитие интонационной стороны речи, но разных модальностей сенсорно-перцептивной системы. Дети без речевой патологии продемонстрировали высокий уровень развития перцептивных процессов и интонационной стороны речи. Можно отметить, что исследуемые нами дети с речевой патологией уже, в зависимости от индивидуальных особенностей, опираются на доминирующую у них модальность.

То есть можно сделать вывод, что для успешной коррекции нарушений в использовании средств интонационной выразительности необходимо в ходе коррекционно-логопедических занятий опираться на превалирующую в словах и действиях детей модальность. Помимо этого, у детей с речевой патологией нужно включать в коррекционные мероприятия развитие различных перцептивных процессов, так как интонационная выразительность тесным образом связана с перцептивной модальностью.

В результате теоретического и практического изучения проблемы взаимосвязи интонационной стороны речи и сенсорно-перцептивной системы нами были освещены ее наиболее значимые моменты. Наша речь представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких уровней (сегментный и суперсегментный уровни). Нами подробно был рассмотрен суперсегментный (надсегментный) уровень речи с позиций междисциплинарного подхода. Согласно современным лингвистическим данным, интонационную систему (суперсегментный уровень) образуют взаимосвязанные компоненты: мелодика, интенсивность, тембр, ритм, темп, логическое ударение и паузация. Также нами была рассмотрена сенсорно-перцептивная система человека и перцептивная модальность как средство формирования интонационной стороны речи. В процессе речевой коммуникации интонация является важным средством формирования высказывания, уточняя его семантику и осуществляя передачу эмоциональных и экспрессивных значений. Интонационная выразительность речи основывается на нормальном функционировании универсальных физиологических основ производства речи, на эмоциональном переживании, а также тесно связана с сенсорно-перцептивной организацией человека, так как ведущая перцептивная модальность определяет своеобразие процессов получения, переработки, хранения и передачи информации. Также в нашем исследовании были освещены особенности общеречевых навыков и интонационной стороны речи у дошкольников с ОНР, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии. Широкая распространенность у детей данной категории нарушений в использовании интонационных средств оформления речи и трудности преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания специалистов, тщательной и подробной разработки логопедических методик, основанных на включении в коррекционные мероприятия ощущения различных сенсорно-перцептивных модальностей. У детей с ОНР процессы восприятия имеют моноканальную направленность, ограничивающую их потенциальные познавательные и коммуникативные возможности. Необходимо учитывать ведущий канал восприятия ребенка в логопедической работе с ним. Однако требуется не только опора на ведущую перцептивную модальность, но и активизация разных сенсорно-перцептивных модальностей. Это позволит скоррегировать недостатки в использовании интонационных средств выразительности, а также развить интонационную систему речи на максимальном для каждого ребенка уровне.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Обучение детей измерению, форма
В начале учебного года у детей закрепляют умение выделять длину, ширину, высоту предметов, устанавливать размерные отношения между ними. Дети выполняют упражнения на сравнение предметов, отличающихся 1, 2, 3 измерениями. Полезно чередовать упражнения в сравнении предметов по тем видам протяженности ...

Коррекционно-педагогическая работа по развитию речевого дыхания
Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюш ...

Эмпирическое исследование особенностей ценностно- смысловой сферы у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности
В нашем исследовании приняли участие 67 старшеклассников из школ № 73 и № 75 города Лесного, из них 38 девушек и 29 юношей. Возраст испытуемых 16 –17 лет. На первом этапе с помощью анкеты мы выделили три группы испытуемых по уровню компьютерной компетентности. В таблице №1 представлены основные хар ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru