Анкета родителям
1. Какие положительные качества хотите воспитать у вашего ребенка?
2. За что хвалите, за что наказываете?
3. Как поощряете? Как наказываете?
4. Какие качества характера ребенка вам не нравятся?
5. Чем увлекается ваш ребенок, его любимое занятие?
Анкета детям:
1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?
2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
3. Как тебя поощряют, за что? Как наказывают и за что?
4. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
5. Что ты любишь делать, твое любимое занятие?
Получив ответы на эти вопросы от родителей и их детей, имея свою характеристику каждого ребенка, учитель может сделать определенные выводы о воспитании детей в семье. Нередко приходится встречаться с таким положением, когда родители не знают своих детей, переоценивают их способности, что приводит к ошибкам в воспитании.
Сочинения как метод изучения учитель применяет в тех случаях, когда желает получить подробные, неоднозначные ответы на отдельные вопросы. Например, на одном из классных собраний можно поговорить с родителями о том, как надо намечать перспективу в воспитании ребенка, подумать о его завтрашнем дне. Для этого можно попросить родителей написать небольшое сочинение на тему «Каким бы я хотела (хотел) видеть своего сына (дочь) к окончанию школы?» или «Хороший сын (дочь), по-моему, это .». Сочинения можно поручать и детям: «Как я провел лето», «Как мы отдыхаем в выходные дни», «Наша любимая книга, в семье» и др.
Метод обобщения независимых характеристик используется учителем тогда, когда необходимо получить наиболее полные знания о семье, уровне ее духовного развития. Для этого учитель беседует с родителями, с соседями по квартире, с представителями общественных организаций, где родители работают, членами родительского комитета класса. Обобщенные сведения помогут учителю более обстоятельно оценить уровень духовного развития семьи и ее влияние на воспитание школьников. Но этим методом надо пользоваться очень осторожно, тактично.
Для выявления тенденции в развитии отдельных качеств личности ребенка можно договариваться с родителями о ведении дневника наблюдения за ребенком. Этот дневник родители ведут на протяжении продолжительного времени, при встрече с учителем обсуждают результаты наблюдений, намечают новые перспективы и конкретные задачи на ближайшее время. В практике работы учителей-воспитателей сложились и другие методы изучения семьи ученика.
Итак, разнообразная работа учителя с семьей ученика требует от него определенных навыков и умений:
использовать полученные в педагогическом учебном заведении знания в практической работе с родителями;
хорошо видеть перспективу развития каждого ребенка и помочь семье наметить пути ее осуществления;
установить добрые взаимоотношения с семьей ученика, уметь поддерживать деловые контакты с родителями с учетом их возраста и индивидуальных различий;
с учетом конкретных условий жизни каждой семьи помочь родителям выбрать правильные пути и средства для достижения поставленной цели;
Другое по теме:
Характеристика констатирующего этапа опытно-экспериментальной
работы
Прежде чем проводить опытно-экспериментальную работу, мы пытались выяснить, как используют игровые технологии в школе учителя различных предметов, и каковы, по мнению работающих учителей, причины сокращения применения игровых технологий в образовательном процессе средней школы. Подавляющее большинс ...
Мотивационная готовность к обучению в школе
Готовность к школьному обучению является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие «пласты»: а) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к фо ...
Педагогические воззрения Демокрита
Демокрит Абдерский (460-370 гг. до н. э.) – великий древнегреческий философ, один из основателей материалистической философии и атомистики – учения о том, что материальные вещи состоят из атомов. Демокрит был ученым-энциклопедистом, занимался математикой, физикой, анатомией, медициной, историей. Он ...