Педагогика и воспитание » Особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии » Интонационная сторона речи в свете различных научных изучений

Интонационная сторона речи в свете различных научных изучений

Страница 6

С точки зрения психолингвистики, интонация является основой для осуществления конкретного коммуникативного намерения, служащая оптимизации восприятия речи. Н.И. Жинкин говорил: «Нельзя представить себе человека, говорящего без интонации, мимики и жеста. Человеческое ухо тонко замечает общий звуковой тонус речи, повторения, хизитации, остановки, повышение и понижение основного тона и т.п. и оценивает все это по смыслу. Произносить речь непросто. Трудность регулировки интонации в просодии состоит в том, что говорящий, имея подготовленный замысел, должен интуитивно учесть двойственность управлении и подчиняется только смысловому замыслу, а не автоматической динамике произносительных навыков. Иначе возникает заикание».

В психолингвистике нет единого подхода к объяснению интонации как знака, используемого в речевой деятельности общения. Некоторые психолингвисты (Т.М. Дридзе, И.С. Торопцев) относят интонацию к знакам языка с учетом ее семантической функции. Другие (В.А. Ковшиков, В.П. Глухов) выделяют интонацию как отдельный, самостоятельный знак речевой деятельности. При этом они утверждают, что интонационное оформление речевых высказываний как бы накладывается на уже готовую структуру речевого высказывания, объединяясь с каждым ее семантическим элементом (словом или словосочетанием). То есть при таком подходе, интонация рассматривается как универсальный знак речевой деятельности, без которого полноценное речевое общение невозможно. Исходя из этого, можно сказать, что сегментные и суперсегментные средства языка в речевой деятельности, как правило, неотделимы друг от друга и образуют единое целое.

В.А. Ковшиков и В.П. Глухов с позиций психолингвистики отмечают немаловажную роль суперсегментного уровня языка на овладение письменной речью. Как заверяют исследователи, то, что в устной речи принято называть просодией (ритмико-мелодическое и интонационно-выразительное оформление речевых высказываний), в письменной речи выражается в виде знаков препинания и многих других графических средств. То есть с одной стороны, они служат для объединения или разъединения единиц и элементов языка, а с другой – используются для выражения тех или иных значений.

В отраслях, изучающих интонацию, установлен единый объект исследования, представляющий собой определенную группу явлений в речевом сигнале. Так как интонация изучается в различных областях науки, необходимо обобщение результатов различных исследований и совместное изучение различными дисциплинами интонации как многокомпонентного единства (А.К. Цеплитис).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Другое по теме:

Развитие детей в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту
На протяжении первых семи лет жизни ребенок проделал огромный путь развития. Из беспомощного существа, полностью зависящего от взрослого, не умеющего даже говорить и самостоятельно есть, он превратился в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоинства, переживающего ...

Фломастер
Фломастер (англ. flowmaster), инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара. Фломастер в 1960-е годы произвел революцию в мире пишущих средств. Используя с давних пор известный капиллярный эффект, фломастер прочно вошел в быт и в технику рисования. Каждому, кто рисует ...

Гигиеническая оценка помещений ОУ
В колледже производится ежедневная влажная уборка помещений, коридоров, уборных. Поддерживается постоянная температура воздуха не ниже 20°С и относительная влажность воздуха не ниже 45-50%,кабинеты и лаборатории ежедневно проветриваются, освещение кабинетов соответствует нормам. Периодически провод ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru