Педагогика и воспитание » Особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии » Интонационная сторона речи в свете различных научных изучений

Интонационная сторона речи в свете различных научных изучений

Страница 6

С точки зрения психолингвистики, интонация является основой для осуществления конкретного коммуникативного намерения, служащая оптимизации восприятия речи. Н.И. Жинкин говорил: «Нельзя представить себе человека, говорящего без интонации, мимики и жеста. Человеческое ухо тонко замечает общий звуковой тонус речи, повторения, хизитации, остановки, повышение и понижение основного тона и т.п. и оценивает все это по смыслу. Произносить речь непросто. Трудность регулировки интонации в просодии состоит в том, что говорящий, имея подготовленный замысел, должен интуитивно учесть двойственность управлении и подчиняется только смысловому замыслу, а не автоматической динамике произносительных навыков. Иначе возникает заикание».

В психолингвистике нет единого подхода к объяснению интонации как знака, используемого в речевой деятельности общения. Некоторые психолингвисты (Т.М. Дридзе, И.С. Торопцев) относят интонацию к знакам языка с учетом ее семантической функции. Другие (В.А. Ковшиков, В.П. Глухов) выделяют интонацию как отдельный, самостоятельный знак речевой деятельности. При этом они утверждают, что интонационное оформление речевых высказываний как бы накладывается на уже готовую структуру речевого высказывания, объединяясь с каждым ее семантическим элементом (словом или словосочетанием). То есть при таком подходе, интонация рассматривается как универсальный знак речевой деятельности, без которого полноценное речевое общение невозможно. Исходя из этого, можно сказать, что сегментные и суперсегментные средства языка в речевой деятельности, как правило, неотделимы друг от друга и образуют единое целое.

В.А. Ковшиков и В.П. Глухов с позиций психолингвистики отмечают немаловажную роль суперсегментного уровня языка на овладение письменной речью. Как заверяют исследователи, то, что в устной речи принято называть просодией (ритмико-мелодическое и интонационно-выразительное оформление речевых высказываний), в письменной речи выражается в виде знаков препинания и многих других графических средств. То есть с одной стороны, они служат для объединения или разъединения единиц и элементов языка, а с другой – используются для выражения тех или иных значений.

В отраслях, изучающих интонацию, установлен единый объект исследования, представляющий собой определенную группу явлений в речевом сигнале. Так как интонация изучается в различных областях науки, необходимо обобщение результатов различных исследований и совместное изучение различными дисциплинами интонации как многокомпонентного единства (А.К. Цеплитис).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Другое по теме:

Понятие и этапы организации коллективного творческого дела
Сегодня выходят новые ориентиры - гуманизация и демократизация. Какие же способы воспитательной работы (и соответствующие формы) отвечают этим целям? На взгляд С.Д.Полякова, В.Р. Ясницкой, одной из наиболее эффективных форм является личностно-ориентированное коллективное творческое дело. Коллективн ...

История возникновения вышивки лентами
Вышивка является одним из самых древних видов народного творчества. Первые ее элементы возникли в период первобытно общинного строя. Тогда вместо лент использовались полоски кожи, с помощью которых создавались выразительные узоры. С развитием человечества развивалось и художественное шитье: стали п ...

Исторические методы решения сюжетных задач
Первое общее правило – «Правило проверки Лакруа». При этом мы должны всегда иметь в виду, что цель наших действий – выразить одно и то же значение некоторой величины двумя различными способами. Второе общее правило – «Правило уравнивания». Наряду с этим нужно помнить, что научить решению задач можн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru