Педагогика и воспитание » Особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии » Интонационная сторона речи в свете различных научных изучений

Интонационная сторона речи в свете различных научных изучений

Страница 1

Интонация является одним из важнейших компонентов языка. При этом она также является неотъемлемой частью речевой деятельности в целом и представляет собой единство взаимосвязанных компонентов – мелодики, паузирования, интенсивности, ударения, темпа, тембра и ритма.

Речевое общение обычно протекает в двух формах – устной и письменной. При этом письменность – явление более позднее. Устная же форма с момента возникновения языка есть способ его существования как средства выражения мысли и средства общения.

Наша речь фонетически представляет собой звуковой поток (цепь звучаний). Эта цепь распадается на звенья, которые являются фонетическими единицами – это фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки. Звуки речи употребляются не изолированно, а в составе слогов, тактов и фраз. Таким образом, все эти фонетические единицы неразрывно связаны, представляют собой единую систему и носят название сегментный уровень языка. Вместе с тем каждая фраза интонационно оформлена. Интонация (надсегментный уровень) накладывается на фонетические единицы языка, членя их на смысловые такты (синтагмы, фразы) и, одновременно объединяя их.

Изучением интонации в разное время и в разных аспектах занимались актеры, режиссеры, литературоведы (и стиховеды), лингвисты (фонетисты, фонологи, синтаксисты), психолингвисты и методисты, описавшие ряд частных и общих закономерностей интонации и взаимосвязи ее компонентов, указавшие пути к изучению и анализу ее фактов и решившие многие вопросы интонологии.

В 70-80 гг. XX в. существенно увеличилось число специальных исследований, посвященных интонации, были получены новые научные результаты. На сегодняшний день исследованием данной проблемы занимаются различные ученые (Л.А. Копачевская, Е.А. Ларина, Г.А Османова, Л.А. Позднякова, В.Т.А. Сорокина др.).

Тем не менее, работы отечественных и зарубежных авторов показывают, что проблема интонации остается актуальной, а в наши дни и представляет несомненный интерес в теоретическом и практическом отношении не только для лингвистов и литературоведов, но и для психолингвистов и специалистов по проблемам нарушения речевого развития.

Вопросами интонации занимались многие ученые, начиная уже с античных времен. В основном интонация изучалась в теории публичной речи. Например, по данным А.К. Цеплитис, можно прийти к выводу, что в Древней Греции и в Древнем Риме были осознаны и частично описаны такие явления, как речевая мелодия (и ее отличия от мелодии в музыке), пауза, темп, членение потока речи, ритм. Возможность выделять из звучащей речи какие-то элементы, относимые в наши дни к интонации, была замечена давно. Например, Ф. Брасс отмечает, что о мелодии и паузе говорил еще Платон. У Аристотеля упоминается мелодия, пауза, темп, динамика. В 1724 г. Фабрициус пишет о скорости и замедлении, силе и ослаблении, повышении и понижении голоса в нашей речи.

Специальные исследования интонации, как отмечает А.К. Цеплитис, ведутся в теории публичной речи и в языкознании (фонетике и фонологии), при этом выделяют специальный раздел фонетики – «интонология». В теории публичной речи исследователи описывают интонацию, исходя из наблюдений над обиходной и сценической речью, и целью этих анализов является формулировка правил использования интонации при произнесении письменного текста (Артоболевский, 1940; Сосницкая, 1944; Блинов, 1958; Аксенов, 1960; Гвоздев, 1957; Баженов, Черкишин, 1960; Горбушина, 1961; Кравцов, 1962; Груздева, Куцкая, 1964; Кузьмичева, 1967, Урнова, 1968 и др.). Согласно лингвистической точке зрения, интонация является непременным элементом просодики и рассматривается как одно из основных средств оформления речевого высказывания, как совокупность просодических элементов речи, участвующих в передаче смысла сообщения (В.А. Артемов, В.В. Виноградов, Е.А. Брызгунова, А.М. Антипова, К.К. Барышникова, С.М. Гайдучик, О.Х. Цахер и др.).

Н.Д. Светозарова выделяет следующие основные подходы к пониманию интонации:

- синтаксический, когда интонация включается в систему средств передачи синтаксических отношений;

- фонологический, когда интонация представляется как система оппозиций, а ее единицы дополняют список фонологических единиц;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Методика работы над заданиями стохастического характера
Обучение математике в начальной школе призвано сформировать у младших школьников начальную математическую грамотность: знание начал курса арифметики, необходимые вычислительные навыки, умение проводить простейшие рассуждения в ходе решения текстовых задач, первичные навыки математической речи и пис ...

Виды учебных действий
Учебные действия — это основной структурный компонент учебной деятельности. Учебные действия образуют целостную систему. При усвоении научных понятий центральное место в ней занимают специфические преобразования предмета, направленные на выявление в нем определенных отношений, составляющих содержан ...

Способы организации нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем ви ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru