Педагогика и воспитание » Особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии » Интонационная сторона речи в свете различных научных изучений

Интонационная сторона речи в свете различных научных изучений

Страница 2

- фонетический, когда интонация рассматривается как средство оформления высказываний, создания их целостности, и как средство членения речевого потока на минимальные в смысловом отношении единицы.

Существует также особый подход к пониманию интонации, когда она признается самостоятельным уровнем языковой структуры, обладающим самостоятельным уровнем языковой структуры, обладающим своими формальными и смысловыми единицами.

Говоря об интонации, необходимо отметить, что она есть явление полифункциональное. Рассматривая различные источники по проблеме интонации, можно заметить, что различные исследователи по-разному подходят к вопросу выделения и характеристики функций интонации. Можно выделить следующие основные функции интонации (Г.Н. Иванова-Лукьянова): фонетическую, эмоционально-экспрессивную, синтаксическую, смыслоразличительную и стилистическую. Фонетическая функция интонации заключается в том, что интонация формирует синтагму (фразу), придавая ей смысловую и фонетическую цельность, одновременно разделяя речевой поток на ритмико-смысловые единства. Эмоционально-экспрессивная функция интонации заключается в передаче различных оттенков высказывания, выражающих эмоциональное состояние говорящего, его волеизъявление, а также экспрессивность высказывания. Синтаксическая функция состоит в выражении синтаксических значений в звучащей речи. Выполняя смыслоразличительную функцию, интонация помогает различать смысл фраз с одним и тем же лексико-грамматическим оформлением при помощи движения тона. Интонация также способна сообщить информацию о том, какому стилю принадлежит высказывание: кому адресовано и с какой целью – в этом состоит ее стилистическая функция.

Возвращаясь к пониманию интонации как многокомпонентного единства, можно сказать, что различные исследователи по-разному решают вопрос о количестве и характере элементов из которых состоит интонация. Например, Л.В. Бондаренко, Е.А. Брызгунова, М.В. Гордина, И.А. Зимняя и др. выделяют мелодический, динамический, временной компоненты и тембр произнесения. Другие (И.Я. Блинов, Н.В. Черемисина, В.Н. Ярцев) – включают в ее состав паузы. Некоторые исследователи (В.А. Артемов, М.М. Галеева, Ж.Б. Веренинова) определяют интонацию как единство таких элементов как мелодика, интенсивность, длительность (темп), паузу и тембр. Л.В. Щерба говорил, что в языковедении под интонацией чаще всего «разумеют изменение высоты голоса (мелодика), силы звука (ритмика), относительной длительности (или «количества»), отдельных звуков (просодия) и тембра голоса той или иной речевой единицы, начиная от предложения и кончая слогом или отдельными звуками» . Такие исследователи как Г.Н. Иванова-Лукьянова, Л.А. Вербицкая, рассматривая интонацию в более широком смысле, выделяют семь ее компонентов: мелодику, громкость (интенсивность), тембр, темп и ритм, пауза и ударение .

Каждый элемент интонации в лингвистике был подробно рассмотрен и тщательно исследован.

Одним из важнейших и сложных компонентов интонации является мелодика речи (изменение частоты основного тона при произнесении). Мелодика – это изменение высоты тона при произнесении фразы (О.В. Филиппова). Разные мелодические фигуры (повышение или понижение тона) могут изменять характер высказывания . Функции мелодического компонента интонации различны. Во-первых, она является связующим звеном между отдельными частями звучащего текста; во-вторых, интонация определяет коммуникативный тип предложения (повествовательный, вопросительный, восклицательный). Еще одной функцией является участие в создании мелодии и типовых мелодических контуров синтагмы (констатирующей, восклицательной, перечислительной и др.); помимо этого интонация выполняет семантическую и эмоциональную нагрузку. Е.А. Брызгунова выделила и описала семь основных мелодических фигур – контуров, получивших название «интонационные конструкции». Интонационные конструкции (ИК) отличаются движением мелодики на трех участках фразы: в предцентровой части, в центре, где мелодика ломается и в постцентровой части. В качестве формальных признаков ИК выступают место интонационного центра и мелодические характеристики, а также такие признаки, как интенсивность, тембр, длительность. Основными ИК являются: ИК-1, ИК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-5. Рассмотрим каждую ИК в отдельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Сущность понятий гуманизма и гуманности в различных концепциях
Понятие «гуманизм» в современных словарях трактуется как: система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости нормой ...

Этапы логопедической работы по коррекции дизартрии
Логопедическая работа при стертой форме дизартрии с детьми старшего дошкольного возраста складывается из массажа, специальной логопедической гимнастики, выработки и автоматизации навыков артикуляции. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы ...

История моделирования как метода познания
Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучен ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru