Педагогика и воспитание » Модернизация музыкального образования на материалах музыкальной школы г. Советска Кировской области

Модернизация музыкального образования на материалах музыкальной школы г. Советска Кировской области

Детская музыкальная школа – для многих, окончивших ее, это отдельная страничка в их жизни, которую никогда не сможешь забыть. Несмотря на то, что музыкальная школа – это учебное заведение, в котором дети получают дополнительное образование, тем не менее, это очень важный социально-педагогический институт, имеющий свою историю развития.

В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, как часть общего развития человеческой культуры и в то же время является специфической формой эстетической деятельности. Музыка по своей природе полифункциональна и в отношении к человеку является инструментом познания и самопознания, средством общения и ценностной ориентацией, а также источником наслаждения и орудием духовно-практического изменения действительности.

Музыкальное воспитание детей - именно то своеобразное явление, которое характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка. Безусловно, сегодня речь не может идти о массовом музыкальном воспитании детей, как это раньше предполагалось в рамках общеобразовательной школы, в духе идей советской музыкальной педагогики и ее главного идеолога Д. Кабалевского. Нельзя также не учитывать и того, что перегрузка детей в общеобразовательной школе стала актуальной проблемой российской педагогики. В связи с этим необходимо аргументированное обоснование совершенно особой миссии музыкальных школ и школ искусств, которые должны иметь возможность удовлетворять новые требования, предъявляемые государством, обществом, родителями.

Существующая ныне система художественного образования сложилась в нашей стране достаточно давно и базируется на признанных в мире традициях музыкальной культуры. Детская музыкальная школа (ДМШ), рожденная советской образовательной системой, имеет многие присущие именно этой системе особенности ее функционирования не только специфически-профессиональные, но и просветительские. Это многоплановое, многофункциональное учебное заведение. Если исключить идеологический аспект, то задачи музыкальных школ, определяемые с 1980 г. "Положением о детской музыкальной школе и школе искусств системы Министерства культуры СССР", остаются актуальными и ныне:

«Давать учащимся общее музыкальное образование, приобщать детей к искусству, воспитывая их эстетический вкус на лучших образцах советского, классического, русского и зарубежного искусства.

Подготавливать наиболее одаренных детей для поступления в соответствующие специальные учебные заведения.»

Процесс модернизации не прошел мимо этого социального института. В наши дни музыкальная школа представляет собой усовершенствованное, модернизированное учебное заведение, имеющее огромный потенциал и возможности внести весомый вклад в воспитание, мировоззрение и образование детей.

Но для музыкальной школы уже несколько лет существует большая проблема – каким образом заинтересовать детей музыкой, чтобы они хотели учиться? С каждым годом все меньше и меньше желающих учиться музыке, не все дети доучиваются в музыкальной школе до конца, только около 40% учащихся. Особенно это касается провинциальных музыкальных школ, хотя в больших городах эта проблема также актуальна. Возможно это связано с продолжающейся демографической ситуацией сокращения численности учащихся в учреждениях образования, что приводит к удорожанию обучения в них одного ребенка.

Сегодня мы отмечаем кризис музыкальной школы как социального института, определенная часть причин которого лежит также в области финансов и экономики, но основная причина связана с концептуальными особенностями этого уникального типа образования. Безусловно, ребенок, получивший музыкальное образование, другими глазами смотрит на мир, умеет увидеть и оценить прекрасное, поэтому обучение здесь дает человеку неоценимый жизненный опыт.

Разберемся с причинами, почему все меньше детей идут учиться в музыкальную школу.

Многие дети не хотят обучаться в музыкальной школе, так как считают, что музыка – это скучно, неинтересно. Другой причиной, по которой родители не отдают ребенка на обучение в музыкальную школу, может являться финансовый вопрос, так как обучение в школе, как правило, платное. У многих детей, обучающихся здесь, часто нет заинтересованности в учебном процессе. Можно выделить несколько причин, почему это происходит, например: родители очень хотели, чтобы он обучался в музыке и отдали его в школу против его воли; у ребенка нет музыкальных способностей, ничего не получается, пропадает интерес к учебе; неинтересный для ребенка, неправильно выстроенный учебный процесс и т.д. Много зависит от качества преподносимой преподавателем информации на занятии.


Другое по теме:

Влияние традиции гофмановской фантастики на творчество Антония Погорельского, на примере произведения "Лафертовская маковница"
Данная повесть иногда предлагается для внеклассного чтения, чтобы дать школьникам возможность более подробно ознакомиться с творчеством Антония Погорельского, в связи с чем, нужно упомянуть об истории создания произведения, и его основе. Повесть, написанная в 1825 году и вошедшая в сборник "Дв ...

Типы и виды национальной нетерпимости
Ксенофобия на расовой и национальной почве - национализм, шовинизм, нацизм, фашизм. Все нации и все этносы отличаются друг от друга - у них разный исторический опыт, разные традиции, формы поведения и ценности. Но из этого не обязательно вытекает негативная реакция на всё, что исходит от другой нац ...

Диалог культур
Цель тренинга – продвижение идей толерантности среди российской молодежи. Основные задачи: Расширение представлений о межкультурных различиях, о толерантности в мышлении и поведении, о психологии межкультурного взаимодействия; Формирование позитивных стереотипов мышления и поведения в межкультурном ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru