Педагогика и воспитание » Особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии » Интонационная сторона речи в свете различных научных изучений

Интонационная сторона речи в свете различных научных изучений

Страница 5

- повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова;

- увеличение длительности, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога;

- тембр.

Перемещение логического ударения меняет смысловой акцент высказывания. При интонационном выделении определенных слов повышается степень их кратковременного запоминания. Можно отметить, что в случае, когда говорящий четко делает логическое ударение, т.е. расставляет акценты на важных словах, слушателю не составляет труда определить ключевые слова и следить за логикой мыслей. Правильная расстановка ударений в речи помогает слушателям ориентироваться в информации, отделять важное, основное от не столь важного. Т.е. те слова, которые выделяются ударением, непосредственно и несут основную информацию . Точно сказал об этом Л.В. Щерба: «Логическое ударение есть не что иное, как характерное видоизменение интонации предложения, выделяющее так называемое логическое сказуемое» .

Русский язык является примером языка с исключительным разнообразием акцентных (т.е. предоставляемых ударением) возможностей. Т.к. ударение в нем может падать на любой слог слова, оно способно выполнять смыслоразличительную функцию. Помимо этого ударение в русском языке является не только разноместным, но к тому же еще и подвижным: оно может смещаться при изменении грамматической формы слова.

Логическое ударение является составляющей частью ритмико-интонационного строения текста; при этом из всех других составляющих эта часть более всего связана с передачей семантики текста. Поэтому логическое ударение может считаться двойственным по своей природе: с одной стороны, оно является выражением семантических отношений в тексте, с другой – элементом его фонетической структуры.

Таким образом, термин «логическое ударение» используется для обозначения особой выделенности, подчеркивая слова или группы слов с помощью средств суперсегментной фонетики.

Следующим компонентом интонации, который служит только для выражения ее эмоционального аспекта, является тембр. Тембр важен для акустической характеристики и восприятия своеобразия отдельных звуков и для интонации (эмоционально-экспрессивная функция). Тембром в интонации называют дополнительную окраску звучания, сообщающую речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки. Следует отличать интонационный тембр от индивидуального, природного. У каждого человека есть данный ему от природы тембр голоса, благодаря которому голоса людей различаются. Этот тембр не является элементом интонации; он зависит от строения речевого аппарата. Элемент интонации – это интонационный тембр, который создается взаимодействием диапазонной высоты и интенсивности. Согласно «Словарю лингвистических терминов» О.С. Ахмановой, существуют тембр I и тембр II. Тембр I характеризует голос каждого индивида, а тембр II является «суперсегментной характеристикой, окраской речи, придающей ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства». То есть интонационный тембр способен придать речи те или иные экспрессивные или эмоциональнее оттенки; он участвует в выражении эмоций, эмоционального отношения в речи или чего-либо средствами интонации. Тембр является тем эмоциональным компонентом, который сразу принимаются на слух и способны непроизвольно вызывать соответствующую реакцию слушателей. Сколько выражаемых в интонации эмоций, столько оттенков тембра в ней . Таким образом, в отличие от других компонентов интонации просодический тембр, прежде всего, обеспечивает оформление фразы, особенно эмоционально-оценочных типов высказывания.

Динамический компонент интонации – интенсивность – во многом соотносится с темпоральными средствами: важное, новое произносится с большей интенсивностью, менее важное либо уже известное – с меньшей. Интенсивность – это сила произнесения, громкость; измеряется звуковой энергией (О.В. Филиппова). Интенсивность указывает не только на громкость, но также может выражаться в шепоте, следовательно, ее можно охарактеризовать как плотность потока звуковой энергии (Л.В. Лопатина). В артикуляционном плане интенсивность зависит от степени произносительных усилий, определяемой величиной подсвязочного давления, активностью дыхательных мышц и напряжением периферийных произносительных органов; акустически она определяется амплитудой колебания. Интенсивность возрастает с увеличением общего эмоционального напряжения. Положительные и активные эмоции обычно характеризуются повышением, а отрицательные и пассивные – понижением общего уровня интенсивности. Высокий уровень громкости отличает побудительные (особенно приказы и команды) и восклицательные предложения (Н.Д. Светозарова). Основной функцией интонационной интенсивности является семантическая, т.е. изменение интенсивности сегмента, которое выражает часть содержания высказывания; выделение говорящим той его части, «которую он хочет особенно подчеркнуть» (Мурашева, 1961). Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова выделяют три функции интонационной интенсивности: интеллектуальную, волюнтативную и эмотивную. Интеллектуальное значение интенсивности выражается относительной важности какого-либо сегмента высказывания (т.е., как уже было сказано выше, в более значимых сегментах фразы или высказывания интенсивность увеличивается, а в менее значимых – уменьшается). Волюнтативное значение достигается в виде повышения уровня интенсивности высказывания, содержащего побуждение. Эмотивная функция выражается в изменении интонационной интенсивности под влиянием эмоционального состояния .

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Классификация методов обучения естествознания
Метод - слово греческого происхождения, в буквальном переводе означает путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. В методике обучения под методом обычно понимают совокупность приемов, теоретических (мысленных) и практических операций, обеспечивающих овладение у ...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более ...

Воспитательный климат семьи
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru