Педагогика и воспитание » Особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии » Интонационная сторона речи в свете различных научных изучений

Интонационная сторона речи в свете различных научных изучений

Страница 5

- повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова;

- увеличение длительности, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога;

- тембр.

Перемещение логического ударения меняет смысловой акцент высказывания. При интонационном выделении определенных слов повышается степень их кратковременного запоминания. Можно отметить, что в случае, когда говорящий четко делает логическое ударение, т.е. расставляет акценты на важных словах, слушателю не составляет труда определить ключевые слова и следить за логикой мыслей. Правильная расстановка ударений в речи помогает слушателям ориентироваться в информации, отделять важное, основное от не столь важного. Т.е. те слова, которые выделяются ударением, непосредственно и несут основную информацию . Точно сказал об этом Л.В. Щерба: «Логическое ударение есть не что иное, как характерное видоизменение интонации предложения, выделяющее так называемое логическое сказуемое» .

Русский язык является примером языка с исключительным разнообразием акцентных (т.е. предоставляемых ударением) возможностей. Т.к. ударение в нем может падать на любой слог слова, оно способно выполнять смыслоразличительную функцию. Помимо этого ударение в русском языке является не только разноместным, но к тому же еще и подвижным: оно может смещаться при изменении грамматической формы слова.

Логическое ударение является составляющей частью ритмико-интонационного строения текста; при этом из всех других составляющих эта часть более всего связана с передачей семантики текста. Поэтому логическое ударение может считаться двойственным по своей природе: с одной стороны, оно является выражением семантических отношений в тексте, с другой – элементом его фонетической структуры.

Таким образом, термин «логическое ударение» используется для обозначения особой выделенности, подчеркивая слова или группы слов с помощью средств суперсегментной фонетики.

Следующим компонентом интонации, который служит только для выражения ее эмоционального аспекта, является тембр. Тембр важен для акустической характеристики и восприятия своеобразия отдельных звуков и для интонации (эмоционально-экспрессивная функция). Тембром в интонации называют дополнительную окраску звучания, сообщающую речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки. Следует отличать интонационный тембр от индивидуального, природного. У каждого человека есть данный ему от природы тембр голоса, благодаря которому голоса людей различаются. Этот тембр не является элементом интонации; он зависит от строения речевого аппарата. Элемент интонации – это интонационный тембр, который создается взаимодействием диапазонной высоты и интенсивности. Согласно «Словарю лингвистических терминов» О.С. Ахмановой, существуют тембр I и тембр II. Тембр I характеризует голос каждого индивида, а тембр II является «суперсегментной характеристикой, окраской речи, придающей ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства». То есть интонационный тембр способен придать речи те или иные экспрессивные или эмоциональнее оттенки; он участвует в выражении эмоций, эмоционального отношения в речи или чего-либо средствами интонации. Тембр является тем эмоциональным компонентом, который сразу принимаются на слух и способны непроизвольно вызывать соответствующую реакцию слушателей. Сколько выражаемых в интонации эмоций, столько оттенков тембра в ней . Таким образом, в отличие от других компонентов интонации просодический тембр, прежде всего, обеспечивает оформление фразы, особенно эмоционально-оценочных типов высказывания.

Динамический компонент интонации – интенсивность – во многом соотносится с темпоральными средствами: важное, новое произносится с большей интенсивностью, менее важное либо уже известное – с меньшей. Интенсивность – это сила произнесения, громкость; измеряется звуковой энергией (О.В. Филиппова). Интенсивность указывает не только на громкость, но также может выражаться в шепоте, следовательно, ее можно охарактеризовать как плотность потока звуковой энергии (Л.В. Лопатина). В артикуляционном плане интенсивность зависит от степени произносительных усилий, определяемой величиной подсвязочного давления, активностью дыхательных мышц и напряжением периферийных произносительных органов; акустически она определяется амплитудой колебания. Интенсивность возрастает с увеличением общего эмоционального напряжения. Положительные и активные эмоции обычно характеризуются повышением, а отрицательные и пассивные – понижением общего уровня интенсивности. Высокий уровень громкости отличает побудительные (особенно приказы и команды) и восклицательные предложения (Н.Д. Светозарова). Основной функцией интонационной интенсивности является семантическая, т.е. изменение интенсивности сегмента, которое выражает часть содержания высказывания; выделение говорящим той его части, «которую он хочет особенно подчеркнуть» (Мурашева, 1961). Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова выделяют три функции интонационной интенсивности: интеллектуальную, волюнтативную и эмотивную. Интеллектуальное значение интенсивности выражается относительной важности какого-либо сегмента высказывания (т.е., как уже было сказано выше, в более значимых сегментах фразы или высказывания интенсивность увеличивается, а в менее значимых – уменьшается). Волюнтативное значение достигается в виде повышения уровня интенсивности высказывания, содержащего побуждение. Эмотивная функция выражается в изменении интонационной интенсивности под влиянием эмоционального состояния .

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Метод проектов
Метод проектов как педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течении определенного отрезка времени. Метод ...

Особенности мышления учеников вспомогательной школы при решении учебных задач
Учащиеся вспомогательной школы испытывают затруднения в осуществлении мыслительных действий, необходимых для решения учебных задач. Типичным для учеников–олигофренов является применение примитивных способов решение задач, основывающихся на поверхностном анализе их условий, установлении фрагментарны ...

Сюжетные задачи, как способ развития интереса у младших школьников
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru