Педагогика и воспитание » Особенности перцептивной модальности и интонации у дошкольников с ОНР III уровня, имеющих стертую форму псевдобульбарной дизартрии » Интонационная сторона речи в свете различных научных изучений

Интонационная сторона речи в свете различных научных изучений

Страница 3

ИК-1. Интонационный центр на ударном гласном последнего слова, перед ним находится предцентровая часть, движение тона на которой ровное. На гласном интонационного центра тон понижается и до конца ИК в постцентровой части остается стабильным. Такая ИК характерна для завершенного повествования.

ИК-2. Интонационный центр на ударном гласном первого слова, движение тона ровное или нисходящее, словесное ударение усилено. Так оформляются вопросы с вопросительным словом, побудительные предложения, предложения со значением сопоставления.

ИК-3. Интонационный центр на том же слове, что и в ИК-1, но в данном случае тон резко повышается. Это характерно для оформления общего вопроса.

ИК-4. В предцентровой части тон довольно высокий, на гласном центра он понижается, а затем повышается, высокий уровень держится до конца ИК. Такое оформление свойственно переспросу, побуждению, незаконченному повествованию.

ИК-5. В отличие от других, эта ИК имеет два центра. На первом тон повышается, на гласном второго центра понижается. Такое оформление свойственно для восклицательной интонации.

ИК-6. Интонационный центр характеризуется повышением тона, сохраняющимся до конца конструкции, такое оформление придает эмоциональную окраску высказыванию.

ИК-7. На гласном центра тон резко повышается. Этот гласный заканчивается смычкой голосовых складок, что придает высказыванию отрицательно-эмоциональное значение (Л. В. Бондарко).

Перейдем к рассмотрению другого компонента интонации – паузированию. Фраза есть ритмико-интонационное, синтаксическое и смысловое единство. Основным фонетическим средством фразы является интонация. На границах фраз происходит характерная смена тона, которой нередко сопутствует пауза. Пауза – это перерыв в речи; она выступает как средство членения речи. С помощью пауз происходит членение речевого потока на более мелкие составляющие: текст – на абзацы, абзацы – на фразы, фразы – на синтагмы. «Пауза акустически означает прекращение звука, физиологически — прекращение артикуляции» (Зиндер, 1979). Характер паузирования определяется двумя моментами: местом возникновения пауз и их продолжительностью. Паузы расчленяют речь на соотносимые отрезки сообразно смыслу и грамматическим связям между словами, а также под влиянием различных психологических моментов и психологических состояний говорящего, в стихотворной речи – ее ритмическому строению. Пауза выполняет лингвистическую и физиологическую функции. Основная лингвистическая функция паузы — передача смыслового членения высказывания и характера связи между его элементами. Физиологически пауза важна, т.к. служит остановкой для «перевода» дыхания в процессе речи. Т.е. это так называемые «дыхательные паузы», возникающие вследствие необходимости сделать вдох для удовлетворения физиологических потребностей и для поддержания оптимального подскладочного давления в процессе реч. А.А. Реформатский подчеркивал непосредственную, первостепенную и необходимую связь пауз со стилистикой. Пауза регулирует темп и ритм высказывания, организует речь говорящего; она также играет ведущую роль той или иной реплики, того или иного текста в стилистике.

Известно, что любой живой организм и каждый орган в отдельности функционируют в определенном темпе и ритме. Темп и ритм – характеристики присущие движению, они проявляются как в движении неорганической материи, так и в движении материи органической (Н.С. Лейтес, Э.А. Голубева, Б.Р. Кадыров, 1980) . Рассмотрим подробнее эти компоненты.

Темп – это скорость протекания речи в единицу времени (О.В. Филиппова). Темп речи – процессуальная характеристика речи, обусловленная наследственными механизмами (скоростью протекания нервных и психических процессов, например мыслительных) и формирующаяся в ходе индивидуального развития во взаимодействии с окружением (В.Х. Манеров, 1997). Л.Р. Зиндер (1964, 1979) считает, что помимо понятия темпа как компонента интонации, существует понятие «темп речи», т. е. скорость артикуляции . Темп речи является одним из средств суперсегментного уровня языка, которые оказывают влияние на функционально-стилистическую дифференциацию текста; он определяется количеством слов или слогов в единицу времени. При этом отмечается, что темповая характеристика свойственна только звучащему тексту. Темп зависит от целого ряда явлений индивидуальных и языковых свойств. К явлениям языкового порядка, оказывающим влияние на темп звучащего текста, относятся скорость произношения слов, характер синтагматического членения и паузирования, ритмика текста. Темп (длительность) характеризует относительную скорость произнесения отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой, обусловлен содержанием высказывания, функцией составляющих его слов: служебные слова произносятся быстрее, чем знаменательные, среди знаменательных медленнее произносятся слова, имеющие смысловую нагрузку. С точки зрения восприятия, темп, как отмечают многие ученые (И.А. Поварова и др.), – величина не абсолютная, а относительная, т.к. человек воспринимает не абсолютную величину темпа, а его изменчивость. Исходя из этого, изменчивый или стабильный характер темпа является функционально значимой величиной . Среди явлений, оказывающих на темп речи непосредственное влияние, можно выделить скорость произношения слов в единицу времени, характер паузирования, интонационное членение, логические ударения и интонацию. Говоря о темпе, нельзя не отметить большую роль его в разграничении важного и менее важного в речи, а также в характеристике звучащих текстов разных стилей . Т.е. темп в этом случае признается ведущим, определяющим параметром при описании стилей произношения. Следует отметить, что темп речи зависит от стиля произношения и смысла речи, эмоционального отношения говорящего, эмоционального содержания высказывания. По мнению некоторых ученых (Агафонова, 1974; Цеплитис, 1974; Соболева, 1978 и др.) темп зависит также от индивидуальных и ситуативно обусловленных характеристик, т.е. на темп может влиять психическое состояние и конституциональные особенности человека. Помимо прочего темп тесно связан с ритмом: временная изохронность, равнодлительность единиц звучащей речи – одно из важнейших условий существования ритма (Н.В. Черемисина).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Вокальное воспитание в хоре. Понятие вокально-хоровых навыков
Вокальное воспитание в хоре — важнейшая часть всей хоровой работы с детьми. Основное условие правильной постановки вокального воспитания — подготовленность руководителя для занятий пением с младшими школьниками. Идеальным вариантом становится тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом. ...

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями
Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20—ЗО-х гг. К началу 70-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения: ясли-сады; детские сады; дошкольные детские дома; дошкольные группы п ...

Методы и формы обучения общетехническим дисциплинам
Доминантой профессионального обучения является информационно-предметное обеспечение (ИПО), которое включает средства обучения (СО) и учебное оборудование (УО) и представляет компоненты технологий обучения. Средствами профессионального обучения являются: учебная литература (книги, наглядные пособия, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru