Новая педагогика » Совершенствование речевых умений старшеклассников на уроке иностранного языка в процессе обучения пересказу » Способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку

Способы развития речевых умений на старшем этапе обучения английскому языку

Страница 3

Для того, чтобы получить желаемый уровень монологической речи в данном случае, учитель должен быть уверен, что у учащихся есть достаточный информационный запас по данной теме (с учетом межпредметных связей); лексический и грамматический уровень языка достаточен для успешного обсуждения данной темы на иностранном языке; в речевом репертуаре учащихся имеется необходимый запас средств реализации различных речевых функций (согласия, несогласия, передачи или запроса информации и т.д.).

Необходимо также развить у школьников умения соединять друг с другом изученные типовые предложения, исходя из целей коммуникации; понять и запомнить образец высказывания в процессе аудирования; строить краткое сообщение по образцу и производить трансформации (расширение, сужение, замены и т.д.). Учащиеся должны уметь строить сообщение при заданном содержании и некоторых элементах языковой формы; сообщение повествовательного и описательного характера (с опорой на картинки, диафильм или без опоры) по знакомой теме; сообщение с элементами суждения (оценка события, характеристика действующих лиц, свое отношение к услышанному или прочитанному) с опорой на план или без опоры .

При обучении монологу выделяют языковые, речевые и содержательные опоры. Последние подразделяются на вербальные и невербальные. Их количество и выбор определяются конкретными условиями обучения: возрастом и уровнем общей образованности учащихся, уровнем владения языком всего класса и отдельных учеников, особенностью речевой ситуации, характером речевого задания/степенью понимания речевой задачи всеми участниками общения. индивидуальными особенности личности обучаемых.

Е.И. Пассов, в свою очередь, делит опоры на содержательные и смысловые, которые подразделяются на вербальные (словесные) и изобразительные. Последовательность опор на старшем этапе – текст, ситуация, наглядность, тема.

Поскольку предметом нашей работы является пересказ, который подразумевает работу над текстом, следует отметить, что при обучении монологической речи большое значение имеет текст как опора. Работа с текстом предполагает выполнение ряда упражнений с целью развития речевых умений. Это может быть пересказ текста по вопросам, ключевым словам и т.д. с расширением контекста, заменой ситуаций в тексте, придумывание другого окончания текста.

Обучение устной речи на старшем этапе проходит на различном учебном материале с помощью различных упражнений. На первый план выдвигается коммуникативная и познавательная деятельность учащихся. Систематические занятия по развитию умений неподготовленной речи целесообразно проводить в двух направлениях: развитие самостоятельности высказывания и развитие спонтанного неподготовленного во времени высказывания. Эффективными являются следующие виды работы: работа по развитию умения критически оценивать информацию, например: оценить содержание/конец рассказа/фильма; высказать свое мнение о действиях героев; сделать общие выводы, установить причинно-следственные связи; развить мысль.

При развитии спонтанного неподготовленного во времени высказывания учащимся сначала дается возможность подготовить свое высказывание дома (рассказ по картинке, суждение на данную тему), затем в классе, постепенно сокращая время на подготовку до 2-3 мин. Следует уделять внимание развитию навыков комбинирования языкового материала и навыков самоконтроля.

При тестировании речевого высказывания предлагается использовать следующие задания: переведите на иностранный язык слова (сегменты, предложения, абзацы, текст); нарастите сегмент (предложение, сверхфразовое единство) по принципу «снежного кома»; составьте высказывание из разрозненных слов, сегментов; прослушайте (прочтите) предложение на иностранном языке и воспроизведите его доступными вам средствами; постройте предложение, включая в него данный сегмент или слово; замените два предложения одним (сделайте стяжение); найдите в ряду данных предложений те, которые могли бы служить продолжением отмеченного предложения; перечислите слова, которые ассоциируются с данным предложением и могут заменить выделенные в тексте слова или словосочетания .

Итак, задачей старшего этапа обучения английскому языку является совершенствование умений устного общения и расширение сферы общения учащихся, поскольку данный этап носит ярко выраженную коммуникативную направленность. На первый план выдвигается коммуникативная и познавательная деятельность учащихся.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Составляющая контрольно-аттестационного комплекта
Экономика - относительно новый школьный предмет, преподавание его связано со многими вопросами. В течение более чем десятилетнего школьного существования нерешенные вопросы становятся хроническими проблемами, и требуют если не быстрого решения, то, по крайней мере, детального рассмотрения и перспек ...

Колебания скрипичной струны
Теория колебания струны, возбуждаемой действием смычка, довольно сложна, однако основные моменты этой теории были выяснены Гельмгольцем. Поскольку высота тона оказывается соответствующей собственной частоте струны, колебания могут, в известном смысле, считать «свободными», функция смычка заключаетс ...

Особенности системы трудоустройства одаренных студентов
Начала будущего карьерного и личностного роста у одаренных студентов, как правило, закладываются уже на III – IV курсах. Личностный рост есть обретение жизненного пути в целом, а карьера – это профессиональный путь. Одним из средств обеспечения успешности такого роста, обеспечения качества жизни бу ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru