Педагогика и воспитание » Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей в условиях приюта » Приют как особый тип социально-педагогического учреждения

Приют как особый тип социально-педагогического учреждения

Страница 1

Социально-экономические преобразования в России в 90-е гг. наряду с позитивными моментами имели целый ряд и негативных: снижение жизненного уровня многих семей, разрушение ее нравственных устоев, утрату жизненно важных человеческих ценностей. Как следствие это привело к росту числа обездоленных детей, детской безнадзорности и беспризорности, ряды которых пополнялись и вследствие лишения родителей их родительских прав из-за пьянства, аморального образа жизни, отказа матерей от содержания и воспитания своих детей, роста числа матерей-одиночек, несовершеннолетних матерей и других причин. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что по отношению к такому явлению, как приют для детей-сирот, можно отметить, что отказ родителей от своего ребенка – распространенный, глубоко исторический факт.

Долгое время обездоленными детьми, беспризорниками занимались частные лица и организации, монастыри, а государство стало систематически заниматься ими со второй половины XIX века. Правда, еще при Петре I стали создаваться «сиропитальные госпитали», находившиеся под контролем государства. При Екатерине II под ее покровительством были построены Московский и Петербургский воспитательные дома. Особый вклад в развитие системы особых учреждений для воспитания беспризорных детей внесло известное Ведомство учреждений императрицы Марии. Только во второй половине XIX в с возрастанием числа детей, нуждающихся в презрении, активно растет и число особых учреждений для детей – так называемых – приютах. К концу века их было уже более 160.

Различалось три типа приютов в зависимости от состава поступающих в них детей это, прежде всего приюты для «нравственно – заброшенных» детей. В 1839 году около Риги открыто «Спасательно-воспитательное учреждение» с целью спасения заброшенных и нищенствующих детей от воспитания на путь правонарушений и их воспитания. В 50-е годы подобного рода воспитательные учреждения созданы были в Нарве, Ярославле, Санкт-Петербурге. В 1874 году был открыт Большой исправительный приют для нищенствующих девочек от 4 до 14 лет.

В 1864г. был создан первый приют закрытого типа для осужденных детей. Наиболее известными среди таких учреждений были Руковишниковский, Зубовский, Гаазовский приюты.

К третьему типу относятся приюты для детей, уже отбывших наказание. Таким было, например, Убежище в Санкт-Петербурге. В начале XX века стали открываться приюты для детей, матери которых нуждались в поддержке в связи с военными невзгодами, гибелью кормильцев и необходимостью идти на работу.

Как, правило, эти приюты были небольшими по числу воспитанников и часто функционировали как учреждения семейного типа. Для них была характерна ориентация на трудовое участия детей совместно с воспитателями в самообеспечении, сочетание как принято сейчас говорить, образовательной и профессиональной подготовки. Воспитание во всех приютах носило религиозный характер.

Важными принципами существования приютов были самообслуживание, самоорганизация, подготовка к самостоятельной жизни. Одним из средств воспитания и исправления считался установленный распорядок дня, а также система поощрений и наказаний. Требовалось, чтобы наказание логически вытекало из проступка, а поощрение выражалось в получении (и расширении по мере успехов воспитанника) эмоционально позитивных и желанных для ребят возможностей.

Под влиянием Первой мировой и Гражданской войн, голода и разрухи в стране неимоверно выросло число беспризорных и обездоленных детей. Но, не смотря на все трудности развития, в Советской стране уже в 20-е годы создаются учреждения реабилитационного направления: «дома открытых дверей», «детские чайные» клубы РКСМ, дома больного ребенка, детские больницы, изоляторы, ночлежки. С 1918 года сиротские дома, которые становятся типичной формой учреждений для беспризорных и безнадзорных детей. Создаваемые детские дома ориентировались на разные категории детей: учреждения для детей нормального развития; для детей выросших в антисоциальном окружении; для слабых и больных детей и т.д. Тогда же создавались и приемники как первичные учреждения, в которых ребенок получал скорую социальную помощь без различия причин и форм беспризорности, а затем после изучения его состояния направляется в соответствующие детские дома.

В эти же годы складываются и многие общие концептуальные подходы к работе по социальному восстановлению дезадаптированных детей. Прежде всего, была обоснованна необходимость медико-педагогического изучения и социального оздоровления беспризорных детей. В соответствии с этим дезадаптация фиксировалась по медико-педагогическим показателям (умственная, нравственная недостаточность и др.). Подчеркивалась необходимость лечебной педагогики, без которой считалось невозможным справиться с задачей исправления «социальных вывихов» у детей. В.П. Кащенко считал такой подход основным методом развития детей, а лечебную педагогику понимал, как синтез медико-терапевтических, учебно-образовательных приемов, имеющих целью выправление характера и личности в целом. Он требовал, чтобы на практике любое дело, которое делает ребенок, любое мероприятие в котором он участвует, оказывали терапевтическое воздействие. Например, даже детские праздники должны представлять рычаг коррективного воспитания, прежде всего слабых детей, наиболее трудных по характеру, застенчивых, наименее склонных к коллективной работе.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Биография и творчество Карла Орфа
Орф родился в Мюнхене и происходил из баварской офицерской семьи, которая принимала большое участие в делах немецкой армии и в которой музыка постоянно сопровождала жизнь дома. Полковой оркестр его отца, по всей видимости, часто играл произведения молодого Орфа. Орф научился играть на пианино в 5 л ...

Основные формулы комбинаторики
Для того чтобы определить вероятность нужно знать количество исходов, а также количество благоприятных исходов. Если количество испытаний мало, то можно вручную перебрать все исходы и выявить среди них благоприятные. Что делать в том случае, если количество испытаний велико? В таком случае приходят ...

Подготовка учителя к работе с технологией
В своей статье «Как подготовить современный урок» Ю. В. Завельский дает определение урока. Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru