Педагогика и воспитание » Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей в условиях приюта » Приют как особый тип социально-педагогического учреждения

Приют как особый тип социально-педагогического учреждения

Страница 1

Социально-экономические преобразования в России в 90-е гг. наряду с позитивными моментами имели целый ряд и негативных: снижение жизненного уровня многих семей, разрушение ее нравственных устоев, утрату жизненно важных человеческих ценностей. Как следствие это привело к росту числа обездоленных детей, детской безнадзорности и беспризорности, ряды которых пополнялись и вследствие лишения родителей их родительских прав из-за пьянства, аморального образа жизни, отказа матерей от содержания и воспитания своих детей, роста числа матерей-одиночек, несовершеннолетних матерей и других причин. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что по отношению к такому явлению, как приют для детей-сирот, можно отметить, что отказ родителей от своего ребенка – распространенный, глубоко исторический факт.

Долгое время обездоленными детьми, беспризорниками занимались частные лица и организации, монастыри, а государство стало систематически заниматься ими со второй половины XIX века. Правда, еще при Петре I стали создаваться «сиропитальные госпитали», находившиеся под контролем государства. При Екатерине II под ее покровительством были построены Московский и Петербургский воспитательные дома. Особый вклад в развитие системы особых учреждений для воспитания беспризорных детей внесло известное Ведомство учреждений императрицы Марии. Только во второй половине XIX в с возрастанием числа детей, нуждающихся в презрении, активно растет и число особых учреждений для детей – так называемых – приютах. К концу века их было уже более 160.

Различалось три типа приютов в зависимости от состава поступающих в них детей это, прежде всего приюты для «нравственно – заброшенных» детей. В 1839 году около Риги открыто «Спасательно-воспитательное учреждение» с целью спасения заброшенных и нищенствующих детей от воспитания на путь правонарушений и их воспитания. В 50-е годы подобного рода воспитательные учреждения созданы были в Нарве, Ярославле, Санкт-Петербурге. В 1874 году был открыт Большой исправительный приют для нищенствующих девочек от 4 до 14 лет.

В 1864г. был создан первый приют закрытого типа для осужденных детей. Наиболее известными среди таких учреждений были Руковишниковский, Зубовский, Гаазовский приюты.

К третьему типу относятся приюты для детей, уже отбывших наказание. Таким было, например, Убежище в Санкт-Петербурге. В начале XX века стали открываться приюты для детей, матери которых нуждались в поддержке в связи с военными невзгодами, гибелью кормильцев и необходимостью идти на работу.

Как, правило, эти приюты были небольшими по числу воспитанников и часто функционировали как учреждения семейного типа. Для них была характерна ориентация на трудовое участия детей совместно с воспитателями в самообеспечении, сочетание как принято сейчас говорить, образовательной и профессиональной подготовки. Воспитание во всех приютах носило религиозный характер.

Важными принципами существования приютов были самообслуживание, самоорганизация, подготовка к самостоятельной жизни. Одним из средств воспитания и исправления считался установленный распорядок дня, а также система поощрений и наказаний. Требовалось, чтобы наказание логически вытекало из проступка, а поощрение выражалось в получении (и расширении по мере успехов воспитанника) эмоционально позитивных и желанных для ребят возможностей.

Под влиянием Первой мировой и Гражданской войн, голода и разрухи в стране неимоверно выросло число беспризорных и обездоленных детей. Но, не смотря на все трудности развития, в Советской стране уже в 20-е годы создаются учреждения реабилитационного направления: «дома открытых дверей», «детские чайные» клубы РКСМ, дома больного ребенка, детские больницы, изоляторы, ночлежки. С 1918 года сиротские дома, которые становятся типичной формой учреждений для беспризорных и безнадзорных детей. Создаваемые детские дома ориентировались на разные категории детей: учреждения для детей нормального развития; для детей выросших в антисоциальном окружении; для слабых и больных детей и т.д. Тогда же создавались и приемники как первичные учреждения, в которых ребенок получал скорую социальную помощь без различия причин и форм беспризорности, а затем после изучения его состояния направляется в соответствующие детские дома.

В эти же годы складываются и многие общие концептуальные подходы к работе по социальному восстановлению дезадаптированных детей. Прежде всего, была обоснованна необходимость медико-педагогического изучения и социального оздоровления беспризорных детей. В соответствии с этим дезадаптация фиксировалась по медико-педагогическим показателям (умственная, нравственная недостаточность и др.). Подчеркивалась необходимость лечебной педагогики, без которой считалось невозможным справиться с задачей исправления «социальных вывихов» у детей. В.П. Кащенко считал такой подход основным методом развития детей, а лечебную педагогику понимал, как синтез медико-терапевтических, учебно-образовательных приемов, имеющих целью выправление характера и личности в целом. Он требовал, чтобы на практике любое дело, которое делает ребенок, любое мероприятие в котором он участвует, оказывали терапевтическое воздействие. Например, даже детские праздники должны представлять рычаг коррективного воспитания, прежде всего слабых детей, наиболее трудных по характеру, застенчивых, наименее склонных к коллективной работе.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Тушь
Тушь (нем. Tusche), черная краска (жидкая или в виде твердых плиток — т. н. сухая тушь), не теряющая со временем черного цвета. Служит для черчения, рисования. В древности изготовлялась из сажи, полученной при сжигании хвойной древесины, растительных масел и смол, в 20 в. — также из газовой копоти, ...

Основные правила вычисления вероятностей
Приведем основные правила, позволяющие определить вероятность появления сложного события, состоящего из более простых событий, вероятность которых нам известна. 1.Вероятность достоверного события равна единице: P(E)=1. 2. Вероятность суммы несовместных событий равна сумме их вероятностей. Р(А1+ А2+ ...

Особенности воображения детей с нарушениями слуха
У детей с нарушениями слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Как показали исследования Г.Л.Выгодской, глухие дошкольники долго не переходят о ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru