Новая педагогика » Методика преподавания познания мира » Выявление эффективности работы учителя по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения

Выявление эффективности работы учителя по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения

Страница 1

В период прохождения государственной педагогической практики с 15.11. по 25.12.1999 г. г. Караганды в сш №66 на базе 4 «В» класса был проведен эксперимент по активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках познания мира.

Формирующая часть эксперимента протекала по таким разделам программы, как «Зимние изменения в природе» во время работы в 4 «В» классе, «Природа и мы», «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву!»

При ознакомлении с темами раздела «Зимние изменения в природе» применялись следующие виды работы:

чтение художественных текстов познавательного характера по теме «Птицы зимой»;

ребусы по теме «Дикие животные»;

загадки по темам «Птицы зимой» и «Охрана и укрепелние здоровья зимой».

дидактическая игра «Кто здесь лишний?»

При закреплении знаний использовались:

кроссворды по темам: «Растения зимой», «Дикие животные зимой».

дидактические игры «Лесной телефон», «Кто здесь лишний?»

проблемные вопросы по темам: «Растения зимой» и «Птицы зимой» и проблемное задание по темам «Птицы зимой», «Дикие животные зимой»;

связь материала с окружающей действительностью, опора на наблюдения и личный опыт детей;

работа по индивидуальным карточкам по всем темам раздела.

При обобщении знаний применялись:

кроссворд;

загадка;

чтение художественного познавательного текста;

дидактическая игра «По страницам журнала Зимушка-Зима»;

составление схемы, позволяющей уяснить причинно-следственные связи зимних изменений в природе;

работа с иллюстрациями.

На уроках ознакомления с темами раздела «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву!» были использованы следующие виды работы:

опыты по темам «Тела, вещества, частицы», «Воздух и его охрана», «Вода и ее свойства», «Превращение воды».

дидактические игры «Тело или вещества», «Какой термометр нужен?»

работа с моделью термометра;

таблицы и схемы по темам «Вода и ее свойства», «Превращение воды».

игровой сюжет «Сказка о превращении капельки»;

познавательный материал по темам: «Вода и ее свойства», «Превращение воды»;

при закреплении знаний применялись: кроссворды по темам «Вода и ее свойства»;

перфокарты по темам «Температура и термометр», «Воздух и его охрана», «Превращение воды»;

работа с моделью термометра»

индивидуальная работа по теме: «Тела, вещества, частицы».

При обобщении знаний по разделу «Природа и мы» использовались:

кроссворд;

игровой сюжет.

На уроке «Птицы зимой» нами использовались прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между птицами. Рассказы Н. Сладкова помогали в интересной форме познакомить учащихся с учебным материалом .

Такие формы занимательного материала, как ребусы и загадки легко увязываются с темой конкретного урока и преследуют задачи расширения кругозора, активизации мыслительной деятельности учащихся, повышение работоспособности. На уроке ознакомления с жизнью диких животных зимой применялись ребусы. Дети разгадывали ребус и узнавали, о каком животном будет идти речь. Загадки использовались на уроках «Птицы зимой», «Охрана и укрепление здоровья», они вошли также и во многие кроссворды.

Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала. В их числе кроссворды. В игре каждый хочет быть победителем. Однако выигрывают те учащиеся, которые быстрее могут воспроизвести изучаемый материал.

Возможность свободного выбора при ответе предлагает дидактическая игра «Лесной телефон». Ребенок набирает номер лесного домика и рассказывает о его хозяине, о том, как он зимует, чем питается в это время года. А кто это будет, барсук или белка, дело личных симпатий рассказчика. Такая форма воспроизведения учебного материала не снижает интерес к предмету, т.к. подводится к простому рассказу текста учебника.

Задачам активизации учебно-познавательной деятельности учащихся служили и проблемные вопросы и задания, направленные на формирование у учащихся умения применять знания о природе в новой ситуации.

При повторении материала часто использовалась самостоятельная работа учащихся. Большую роль сыграли на этом этапе работы перфокарты, карточки для индивидуальной самостоятельной работы. Такие карточки рассчитаны на разный уровень знаний учащихся.

Для формирования правильных представлений о предметах и явлениях, недоступных для непосредственного восприятия, используют картинки, таблицы, карты, картины, экранные пособия. Наглядные пособия помогают систематизации и обобщению знаний, активизации мыслительной деятельности учащихся. На практике нами использовались различные виды изобразительной наглядности: образные картины, открытки, таблицы с изображениями растений и животных, модели; и условной – схемы, таблицы, карты.

В формировании у учащихся представлений и понятий о природе в комплексе особое место занимает обобщающий урок. Такой урок мы проводили в конце изучения раздела «Зимние изменения в природе». Для установления причинно-следственных связей, происходящих в природе изменений, мы начали работу с обобщения результатов личных наблюдений учащихся, зафиксированных в классном календаре природы и труда. По данным этого календаря учащиеся определяют продолжительность дня, температурный режим воздуха, состояние неба, осадки. На основании этих данных дети делают краткую характеристику времени года и т. д. На этом уроке мы применяли самые различные средства активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: чтение художественного познавательного текста «Для чего нужен снег?» Н. Дмитриева, загадки, кроссворд, дидактическую игру «По страницам журнала Зимушка – Зима» и т.д. Фрагмент этого урока описан в приложении 19.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Диагностика речевого развития 3 - 4-х летнего возраста
Методические рекомендации к планированию и проведению занятия по обследованию психомоторного развития детей с нарушениями речи При отборе основных видов движений и их количества для проведения занятия по обследованию психомоторного развития необходимо учитывать возрастные особенности детей данной г ...

Психологические особенности внимания у школьников
Различают следующие основные виды внимания: непроизвольное внимание, произвольное внимание, послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в ...

Особенности организации учебной деятельности одаренных студентов
Ориентация на талантливых студентов предполагает разработку системы мер для оптимизации организационных условий образовательного процесса, что в свою очередь требует выявления отношений одаренных студентов к различным сторонам организации образовательной деятельности. Одаренные студенты привержены ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru