Педагогика и воспитание » Реформаторско-гуманистическое движение » Педагогические взгляды Н.Гусовского,С.Будного,В.Тяпинского

Педагогические взгляды Н.Гусовского,С.Будного,В.Тяпинского

Страница 1

Значительный след истории белорусского народа оставил современник Ф. Скорины, поэт-гуманист и просветитель эпохи Возрождения Николай Гусовский (1470–1533). В своем творчестве он призывал к дружбе различных по вере и культуре европейских людей, восславлял деятельностную свободную мужественную личность, утверждал идею патриотизма, социально-утопическую концепцию гармонического взаимоотношения человека, общества и природы.

Этико-гуманистическая концепция Н. Гусовского наиболее ярко представлена в его литературном произведении – поэме «Песня о зубре».

Важнейшим средством формирования духовного мира человека и его моральных качеств поэт считал индивидуальный опыт, приобретенный в результате взаимодействия с природой. Отношения с природой, по мысли Гусовского, жизненно необходимы человеку, с ними связано не только физическое, но и духовное здоровье. Оно является источником знаний, формирует характер, моральные и гражданские добродетели, учит понимать природу:

Доминирующим мотивом мировоззрения поэта является патриотизм, который выступает результатом конкретизации идеи добра. Для Гусовского любовь к родине – самое красивое и возвышенное чувство. Вынужденный жить на чужбине поэт с теплотой и любовью вспоминает о родной Белоруссии и грустит вдали от нее.

Василий Николаевич Тя́пинский (1530-40-е, Тяпино —1600) — гуманист-просветитель, писатель, книгопечатник, переводчик.

Василий Тяпинский продолжил гуманистические и культурно-просветительские традиции Великого княжества Литовского, заложенные Франциском Скориной, был лично и идейно связан с Симоном Будным, разделял его общественно-политические и религиозные взгляды. Как и Симон Будный, он перешел от кальвинизма к антитринитаризму.

В 1570-е годы Василий Тяпинский на свои средства организовал типографию (которая находилась, вероятно, в Тяпино) с намерением издавать книги на старобелорусском (русинском, «русском» языке в том виде, в каком он употреблялся в то время в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемайтском). У него была хорошая библиотека, необходимая для издательской деятельности. Решившись напечатать Евангелие на двух языках — церковнославянском и старобелорусском, Тяпинский начал тяжелую и сложную по тем временам работу по его переводу.

Сейчас известно только одно его издание Евангелия, которое вышло около 1570 года и содержит Евангелия от Матфея, Марка и частично от Луки (хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге). Василий Тяпинский осуждает церковную и светскую знать, которая безразлична к будущему Родины. Вся просветительская деятельность велась им из патриотических чувств к Родине. Про свое предназначение служить народу Василий Тяпинский писал в рукописном предисловии к Евангелию. Он высоко ценил свой «зацный, славный, острий, довстипный» народ, к которому относил и себя. Обеспокоенный упадком национальной культуры, духовности общества, он связывал его с общим упадком науки и морали, призывал панов и духовенство помочь посполитому люду, открыть школы и поднять наука «занедбаную». Василий Тяпинский стремился доказать большую пользу от чтения Евангелия на родном языке как «сумы закону божиего», которое дает возможность лучше понять религию. Таким образом, просветительская программа Василия Тяпинского была рассчитана на подъем национальной культуры, школьного образования, письменности, книгопечатания, усиления позиций русинского (старобелорусского) языка, пробуждение гражданской активности народа и национального самосознания. В его творчестве присутствуют выраженные демократические тенденции.

Его подход к религии был рационалистическим, толерантным. Религиозное образование он связывал с просвещением вообще. Евангелие адресовал и взрослым, и детям, и кальвинистам, и православным, и всем, кто хочет читать эту книгу. В своем предисловии к Евангелию Тяпинский писал, что из-за тяжелого материального положения и противодействия неприятелей, ему пришлось выпустить только писания святых Матфея, Марка и начало из Евангелия Луки. Основную причину тяжелого положения и упадка своей родины (Великого княжества Литовского) он видел в официальной политике полонизации и окатоличивания, в поддержке этой политики местными феодалами, которые не только не помогали народу развивать свою культуру, но и сами отреклись от того, что когда-то было сделано их «фалебными предками», стыдились своего происхождения и языка. Поэтому, по Тяпинскому, «за такою неволею» вместо «мудрости и цвичения» «оплаканая неумеетность пришла, же вжо некоторые и писмо се своим… встыдают». Давно назревшим делом он считал открытие школ, в которых преподавание велось бы не на латинском или польском, а на русинском языке, достаточно богатом для использования его в учебных заведениях. Такие школы и изучаемые в них предметы, по его замыслу, дожны соответствовать всестороннему развитию образования на родном языке и, значит, всестороннему развитию человека «для лепшого розсудку», чтобы у них «детки смыслы свои неяко готовали, острили и в вере прицвичали». В своем издании Евангелия Василий Тяпинский поместил 210 глос (слов-переводов), которые поясняли на полях книги непонятные или малопонятные слова.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Экспериментальное исследование педагогических условий нравственного воспитания младших школьников
Практическая часть исследования была проведена в муниципальной школе №10 (гуманитарной гимназии) г. Надыма Ямало-ненецкого автономного округа, с участием 40 учащихся начальных классов. Цель экспериментальной работы заключается в изучении и совершенствовании нравственных качеств учащихся начальной ш ...

История возникновения и развития тестовой формы контроля знаний
Наилучшей формой представления заданий итоговой проверочной работы считается тестовая. Тесты стали использоваться в социологии, психологии и педагогике во второй половине прошлого века. Сам термин был введен Ф. Гальтоном. Важный шаг в распространении тестов был сделан бостонскими школами, заменивши ...

Связи с другими учреждениями системы образования
Официальных связей колледжа с другими учреждениями нет. Но, тем не менее, колледж хорошо общается с Российским государственным профессионально-педагогическим университетам. Куда берут, после колледжа технологии красоты на 3 курс (некоторых специальностей). Формы сотрудничества с родителями В целях ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru