Педагогика и воспитание » Проблема манипуляции в педагогической деятельности » Межличностное пространство

Межличностное пространство

Страница 4

4) Четвертый тип маленького манипулятора - это "жестокий Том". Его характерная чер­та – насильственный темперамент. Он толкает, задирает, обзывает детей, дерется и плюется. Довольно рано он понял, что гремучая смесь из ненависти и страха делает людей хорошо управляемыми. Поэтому он стал начинающим хулиганом. Более всего на свете он ненавидит авторитеты. Его непоколебимая уверенность довольно быстро превращается в самонадеянность и абсолютную веру в свои силы.

5) Пятый тип детского манипулятора - "Карл - соревнователь", или стремящийся быть первым. Это своеобразная комбинация Тома и Фредди. Обычно Карл вырастает в семьях, где есть два мальчика, и младший с раннего возраста овладевает наукой со­ревнований, отвоевывая себе равное место в этом мире. Школа — лучший полигон для его упражнений в этой области.

Манипулятивные способы подростков (по Э Шострому): плач, угроза, спекуляции, срав­нение, вымогательство (или шантаж), настраивание одного родителя против другого, ложь, подавленное состояние.

В экспериментальных работах по социальной психологии, говорится в статье из интернета, выявлено немало зависимостей, составляющих «золотой фонд» манипуляторов. Они касают­ся способов и времени подачи информации, условий ее предъявления и т. п.

Например. "Эффективность коммуникатора возрастает, если он сначала выражает мнения, соответствующие взглядам аудитории . Представляйте одну сторону аргумента, если аудитория, в общем, дружественна, или если приводится только ваша позиция, или если вам нужен непосредственный, пусть и временный, эффект.

Представляйте обе стороны аргумента, если аудитория уже не согласна с вами, или есть вероятность, что аудитория услышит противоположное суждение от кого-нибудь еще.

Если противоположные взгляды представлены друг за другом, тот, что представлен по­следним, вероятно будет более эффективен .

Предупреждение аудитории о манипулятивной нацеленности высказывания повышает со­противление к нему, в то время как наличие помехи, подаваемой параллельно с посланием, снижает сопротивление. Еще один класс приемов, которые также можно отнести к информа­ционным – одновременная подача противоречащих друг другу сообщений. Например, про­тиворечие между словами и интонацией. Адресату приходится выбирать, на какое сообще­ние реагировать. Какая бы реакция ни была, манипулятор всегда может возразить, что име­лось в виду иное.

В практической части данной работы было проведено исследование, задачами которого было выяснить, как учителя и учащиеся относятся к проблеме манипуляции в педагогической деятельности. Для этого был использован метод опроса. Объектом исследования будут являться четыре группы людей разных возрастов: учащиеся средней школы № 2 города Межгорье (10-11 классы) в кол-ве 45 человек, студенты первого курса в кол-ве 19 человек, студенты пятого курса в кол-ве 35 человек и преподаватели средней школы № 2 города Межгорье в количестве 14 человек. Была проведена математическая обработка результатов исследования и сделан сравнительный анализ результатов исследования. Сравнительный анализ проводился среди студентов первого курса и школьников, учителей и студентов пятого курса, так как эти группы близки по своим психологическим особенностям.

Были использованы следующие методики. Опрос среди студентов пятого курса и учителей средней школы проводился с помощью анкетирования. Анкета включает в себя следующие вопросы:

Анкета для студентов пятого курса и учителей средней школы.

Знаете ли вы, что означает термин «манипуляция» в психологическом плане?

Знаете ли вы какие-нибудь манипулятивные приемы?

Используете ли вы на уроках приемы манипулятивного воздействия на учеников?

Осознано ли вы это делаете?

Читали ли вы какую-нибудь литературу по приемам манипуляции?

Как вы считаете, необходимы ли учителям дополнительные знания по технике манипуляции в педагогической деятельности?

Как вы считаете, знают ли ученики о вашем манипулятивном воздействии на них?

Стараетесь ли вы воспользоваться скрытыми приемами манипуляции?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другое по теме:

Теоретические вопросы психолого-педагогической коррекции духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
Определившись в параграфе 1.1. со значением терминов «мораль», «нравственность» и «духовность», мы можем сделать вывод о том, что единственным наблюдаемым качеством у человека является нравственность. По проявленной в поведении и рассуждениях ребенка нравственности, педагог может составить представ ...

Планирование факультатива
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду ...

Распределение функциональных обязанностей руководящих работников
Организационная структура ГОУ СПО «Профессионально – педагогический колледж» Рис. 1 ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru