Педагогика и воспитание » Проблема манипуляции в педагогической деятельности » Межличностное пространство

Межличностное пространство

Страница 2

Человек, владеющий инициативой; тем более распоряжающийся ею, имеет больше воз­можностей для достижения собственных целей. Естественно, что общающиеся стороны ста­раются овладеть инициативой, что ведет к борьбе за нее — стремлению завладеть, преодоле­вая сопротивление соперника. Выражается эта борьба следующим образом:

• взятие инициативы, если ее проявление не встретило сопротивления со стороны партнера;

• перехват инициативы - быстрое овладение с обходом сопротивления партнера;

• использование - удержание в руках, владение в течение сравнительно долгого промежутка времени;

• передача - добровольное действие, уступка, отказ от инициативы;

• потеря инициативы происходит вынужденно, как проигрыш, как уступка сопернику.

Важнейшей характеристикой манипулятивного воздействия, по мнению Леонтьева А. А., является наличие явного и скрытого уровней воздействия, то есть определение направленности воздействия. Явный уровень выполняет функцию "легенды" или "мифа", маскирующего истинные намерения манипулятора. Скрытым уровнем является тот, на котором как факт воздействия, так и его цель тщательно утаиваются от адресата. Скрытое сообщение возника­ет тогда, когда необходимо передать более одного сообщения, одно из них должно сохра­ниться в секрете.

Скрытое воздействие, однако, скрыто от адресата лишь психологически. Феноменально оно встроено в сюжет "легенды" как набор вполне легальных элементов. Они могут выгля­деть или как часть данной легенды (если манипуляция достаточно искусна), или как случай­ные включения, на которые обычно не обращают внимания.

Направленность воздействия определяется характером решаемых подзадач. Их сочетание может быть сколь угодно разнообразным, однако в манипулятнвной ситуации всегда могут быть выделены как минимум две группы векторов, одна оказывается релевантной основной цели воздействия, другая же призвана обеспечить податливость адресата к манипуляции. Иногда почти все манипулятивные усилия сводятся к «обслуживанию» основного вектора.

Многовекторность воздействия, задается стремлением к тотальности и многоплановости воздействия, нацеленностью одновременно на множество психических мишеней адресата. Релевантная каждой подзадаче активность конечным звеном предполагает наличие такой мишени - своего рода "кнопки", нажатие на которую приводит к ожидаемому результату.

Вторым источником многовекторности воздействия (а в общем случае — всего поведения) является полимотивированность деятельности человека. Множество подзадач, которые ре­шает манипулятор, касаются не только направленности на адресата, но и проблем внутрен­него порядка. Оба эти фактора оказываются двумя сторонами одного и того же процесса - поиска средств, которые при минимуме актуальных затрат дают максимальный эффект по комплексному решению жизненных задач.

"Прочитать" мозаику векторов в реальном поведении можно по следующим признакам, прямые речевые обращения к кому-либо, развороты корпуса, лица, направление взгляда, ука­зующие жесты, а также то, что может быть проинтерпретировано как бессознательный ука­затель, эквивалент указующего жеста – ориентация ступни, предметов в руках и т. д.

К динамическим характеристикам общения относятся в первую очередь темп, паузы и ат­мосфера. Под темпом общения понимается скорость, с которой развиваются межличностные события, выполняются реализующие их действия.

Информационно-силовое обеспечение (из материалов интернета).

В плане межличностных отношений сквозными и всепроникающими процессами можно считать употребление силы и передачу информации.

При психологическом давлении манипулятор начинает свои действия, имея некоторую степень уверенности в успехе. Эта уверенность воплощается в стремлении создать нужный перевес сил над партнером, позволяющий осилить его. Для описания данного аспекта взаи­моотношений воспользуемся понятиями сила и слабость.

П. М. Ершов определяет силу как преимущество одного партнера над другим по какому-либо параметру воздействия. Наличие того или иного преимущества часто вскрывается лишь в самом процессе воздействия - уже как применение силы, что не отрицает факта ее наличия в потенциальном виде.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Результат исследований особенностей эстетического воспитания дошкольников
Высшим проявлением эстетического освоения человеком мира является художественная деятельность – искусство. Оно утверждает прекрасное в жизни. Задача искусства – раскрыть подлинную, порой не бросающуюся в глаза красоту человека, явление природы, творения рук человеческих. Знания о различных видах ис ...

Коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми старшего дошкольного возраста
После проведения диагностики с экспериментальной группой умственно отсталых детей была организована коррекционная работа по развитию игровой деятельности. Цель коррекционно-развивающей работы: развитие игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников. Задачи коррекционно-развивающей работы: о ...

Методическое описание коммуникации как формы открытого действия в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Под коммуникацией я понимаю взаимную обращённость людей. Действие одного человека вызывает ответную реакцию другого. Причём такая обращённость может выражаться улыбкой, взглядом, жестом, позой,ну и, конечно, словом. Коммуникация между взрослым и ребёнком может возникать спонтанно в процессе игры, п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru