Работа над школьной песней – процесс многоплановый. Что бы воплотить в исполнение художественный замысел композитора, учителю музыки необходимо не только овладеть репетиционным жестом для лучшего обращения с классом с целью подчинения его своей воле, но и провести большую трудоёмкую предварительную работу, а именно: выявить эмоционально – смысловое содержание песни, поставить учебно-воспитательные задачи, определить трудности, которые могут возникнуть при разучивании песни, составить её исполнительский план, а также план репетиций, подобрать распевки на материале песни. Всё это подготовительная работа учителя музыки.
Разучивание песни со школьниками значительно отличается от разучивания произведения с подготовленной взрослой аудиторией. В школе учителю приходится преодолевать значительные трудности, связанные с неразвитостью музыкальных способностей и голосового аппарата ребят, их неумением петь. И, несмотря на это, при работе со школьной аудиторией задачи достижения качества звучания, стройности, выразительности исполнения не снимаются. Учитель в школе ставит не только учебные задачи – научить петь, брать дыхание, формировать звук, петь интонационно верно в небольшом диапазоне, преимущественно с поступенным движением, связанно, тянуть звук, но и педагогические – научить детей петь выразительно, развивать у них музыкальный слух и память, прививать любовь к музыке и пению. По мере решения этих задач выдвигаются новые, более дифференцированные (научить пению на «опертом» дыхании, добиться правильного формирования гласных, не допускать форсирования звука, петь каноном).
Вокальные навыки формируются комплексно, но бессмысленно обращать внимание на все недостатки звучания сразу. Выделив педагогические задачи, учитель на основании анализа музыкальных и певческих возможностей школьников формулирует последовательно учебные задачи. Ориентиром правильности постановки задач является отношение школьников к певческой деятельности. Ослабление внимания и интереса детей свидетельствует о необходимости изменений в содержании и методах разучивания песни.
Способы разучивания школьной песни различны, можно установить лишь последовательность главнейших моментов этого процесса:
1. краткое вступительное слово педагога;
2. исполнение (показ) песни учителем;
3. Беседа с детьми о песни;
4. Чтение поэтического текста песни;
5. Разучивание песни (репетиционный план).
В разучивании песни можно выделить три этапа: ознакомление и усвоение первого куплета, разучивание всей песни, закрепление художественное исполнение песни.
Важен выбор песни. На первых порах школьные песни должны отвечать следующим требованиям а) по форме – крайне лаконичные, не более одного периода; б) по мелодии – яркие, выразительные напевные; в) ритму – весьма простые, чередование не более 2 – 3 видов длительностей; г) голосоведение – ясное естественное, склад диатонический; д) диапазон голосовых партий не должен превышать октавы. Этим требованиям, скорее всего, отвечают народные песни, обладающие высокими художественными достоинствами и легко усваиваемые детьми. Если песня нравится детям, то легче преодолеваются трудности по её разучиванию, поэтому песни надо выбирать мелодичные, весёлые, запоминающиеся, с интересным текстом. Нужно учитывать, что постепенно нарастающие трудности поставленных учителем задач должно сочетаться с включением в работу более сложных песен и непременно привлекательных для детей своей мелодией и текстом. Это обеспечит атмосферу увлечённости пением на уроке в школе.
В кратком вступительном слове учителю следует сообщить детям название песни, рассказать о том кто её сочинил. В зависимости от характера песни необходимо сказать несколько слов о её содержании. Пояснения должны быть очень краткими и образными, тогда они достигнут своей цели.
Показ учителем песни лучше начинать со слов: « Послушайте песню, которую мы будем разучивать». Основные требования к показу песни учителем: играть аккомпанемент на нюанс тише, чем петь мелодию, тогда более понятен текст песни. Нельзя допускать ошибок, остановок, незнание слов при игре и пении. Песня должна быть выучена и исполнена эмоционально, с хорошей дикцией, выразительно по нюансам, агогике, в соответствии трактовкой учителя. Аккомпанемент песни, звучащий на фортепиано, следует играть мягко, неназойливо, выделяя наиболее сложные мелодические скачки и ритмические фигурации. Показывая песню, учитель должен смотреть на детей. Исполнение в целом должно создавать яркий, впечатляющий художественный образ. Только тогда оно вызовет у детей желание выучить прослушанную песню. Необходимо, чтобы пение учителя соответствовало детскому пению, было лёгким и звонким по характеру звука, точным по интонации, чётким по ритму и осмысленности фразировки. Если показ песни не произведёт на школьников должного впечатления, не станет образцом, к достижению которого они будут стремиться, то работа над песней врядли будет успешной.
Другое по теме:
Этапы работы над малой формой в старших классах ДМШ
На первом этапе основной задачей является создание общего представления о произведении и эмоциональное восприятие его в целом. Содержание работы - знакомство с материалами о произведении и знакомство с самим произведением. Прежде всего, педагог должен рассказать учащемуся о создателе произведения, ...
Обсуждение результатов формирующего эксперимента
Проверка полученных результатов производилась по методике, описанной в главе 2.1 Результаты констатирующего эксперимента представлены в главе 2.2. и протоколах обследования, см. приложение 1 . Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице № 3. Состояние фонетико – фонематических функц ...
Характеристика программы «Гибкий режим в детском саду»
«Гибкий режим в детском саду» - программа воспитания и обучения, утвержденная Министерством образования Республики Беларусь, разработанная Белорусским научно-исследовательским институтом образования. Данная программа предназначена для дошкольных учреждений и групп с гибким режимом дня, а также роди ...