Педагогика и воспитание » Методика эстетического воспитания на уроках технологии по теме "Художественная вышивка лентами" в 7 классе » Методика формирования эстетического воспитания у школьников

Методика формирования эстетического воспитания у школьников

Страница 1

Опытно-экспериментальная работа по эстетическому воспитанию школьников на примере преподавания технологии художественной вышивки лентами проводилось по этапам. На первом этапе анализировались учебно-методическая и специальная литература по выявлению рекомендаций для учителя технологии по организации уроков, на втором – для перспективного и текущего планирования учебно-воспитательной работы, на третьем – для организации и определения эффективности эстетического воспитания на уроках технологии художественной вышивки лентами.

В процессе подготовки опытно-экспериментальной работы на основе анализа литературы мы выяснили, что при обучении художественной вышивки лентами необходимо значительное внимание уделять проектному методу обучения школьников.

Констатирующий эксперимент: эксперимент носит естественный характер. В эксперименте участвуют ученицы 7-го класса МОУ «СОШ № 39» г. Чебоксары. Методы экспериментального исследования: анкетирование, опрос. Цель – выявить уровень знаний, умения, навыков в области художественной обработки ткани.

Задачи:

обосновать выбор возрастных возможностей учащихся;

разработать блок заданий для выявления уровня;

определить границы уровней (высокий, средний, низкий);

разработать формулу статистической обработки экспериментальных данных;

провести статистическую обработку данных эксперимента.

Визуальный блок (группа № 1)

Для исследования седьмой класс был разбит на две группы: контрольная и экспериментальная. Студент-экспериментаор демонстрирует изделия с вышивкой лентами и другие техники и ставит вопросы:

Посмотрите на репродукцию. Как называется это произведение декоративно-прикладного искусства? (художественная вышивка лентами)

Какой образ создает автор? (ощущение нежности, комфорта)

Назовите цветовую гамму? (бледно-розовая)

Определите конкретно, какой цветовой тон использует автор? ( розовый)

Можно ли определить, какую композицию выбрал автор? (центральную, динамичную)

Как высчитаете, где в интерьере можно использовать вышивку лентами? (дома, в театре)

Можно ли данное произведение оформить в рамку? (да)

Вербальный блок (группа № 2)

Экспериментатор проводит изучение уровня, знаний, умений и навыков в другой группе учащихся. Визуальное восприятие исключается.

Кто знает, откуда зародилась вышивка лентами? (Франция)

Когда появилась вышивка лентами? (70-е г.г. XIX в.)

Для чего вышивают ткань? (для украшения одежды)

Что можно вышивать лентами? (цветы, пейзажи и т.д.)

Что использует автор при вышивании? (пяльцы)

Какие качества формирует в авторе техника «вышивка лентами»? ( трудолюбие, старательность)

Практический блок (группа № 3)

Детям предлагается сделать эскиз рисунка. Визуальный и вербальный блок заданий исключается. Дети по заданию учителя переносят рисунок на ткань и начинают вышивать лентами. Оценка детской работы идет по системе экспертов.

Ориентировочные параметры уровней

Высокий – 70%-100%

Средний – 30%-69%

Низкий – 0%-29%

Визуальный – 70%-90%

Вербальный – 50%-70%

Практический – 20%-50%

Таким, образом, визуальный блок был выше других.

Формирующий эксперимент.

Цель – разработать и экспериментально проверить предлагаемую методику формирования знаний, умений и навыков учащихся в области художественной обработки ткани.

Задачи: разработать альтернативную программу по одному из видов декоративно-прикладного искусства;

определить в каждом задании альтернативной программы задачи (познавательные, развивающие, воспитывающие);

провести экспериментальные задания в экспериментальном классе и сравнить их с контрольным классом, где дети обучаются по традиционной методике;

сделать выводы о предлагаемой методике преподавания.

Тема задания – изготовить чехол для телефона с использованием вышивки лентами.

Контрольный класс – традиционная методика;

экспериментальный класс – методика экспериментатора.

Задачи:

-обучающие – научить детей украшать изделие, используя вышивку лентами;

-развивающие – развить творческие способности, аккуратность, внимание;

-воспитывающие – воспитывать в детях любовь к культурному наследию, художественный вкус, доброту, уважительное отношение и интерес к художественному творчеству;

-познавательные – активизировать процессы познавательно развития таких, как память, мышление, воображение, речь.

В экспериментальной группе обучение велось по творческой проектно-технологической системе, в контрольной – предметно-операционной системе. Заметим, во-первых, программой не предусмотрено изолированное использование отдельных систем, где изучение отдельных технологий, операций ведется последовательно, также не сказано, сколько времени надо уделить на освоение той или иной операции. Это значит, что практические технологические умения и навыки не будут формироваться по операционной или операционно-комплексной системе. Во-вторых, стержнем, вокруг которого строится процесс технологической подготовки школьников, является перечень объектов труда, подлежащих изготовлению, а он – типовой, т.е. одни изделия могут заменяться другими, исходя из местных условий, т.е. от материальных возможностей, специфики профессиональных способностей и интересов учителя технологии, этноэстетических традиций художественной обработки материалов и т.д. Программа, кроме общего указания о необходимости привлекать учащихся к разработке конструкции и технологии изготовления объектов труда, не дает учителю более конкретных рекомендаций.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Особенности физической работоспособности и подготовленности подростков 13-14 лет
Физическая подготовленность является результатом физической подготовки. Уровень физической работоспособности определяется функциональными возможностями целостного организма и сердечнососудистой системой в первую очередь. Перестройка в структуре скелетных мышц не может не сказаться на мышечной работ ...

Виды педагогического руководства самообразованием школьников
Решая проблему формирования у школьников стремления к самообразованию, необходимо перестроить саму структуру процесса обучения так, чтобы учащийся, выполняя учебные задания, чувствовал потребность в тех знаниях, изучение которых предусмотрено программой. Однако имеется ряд трудностей организационно ...

Характеристика мышления как познавательного процесса
Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять - это, значит, проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением. Мышление - это ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru