Педагогика и воспитание » Становление и развитие дидактических систем » Характеристика наиболее известных дидактических систем и авторских школ

Характеристика наиболее известных дидактических систем и авторских школ

Страница 2

Для педагогов культуросообразных систем обучение трактуется в широком смысле - как образование Человека Культурного. Творчество детей имеет ярко выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, то есть любые продукты обучения рассматриваются и оцениваются с позиции личностного культурного созидания учащихся. К данным системам принадлежат Русская школа И.Ф. Гончарова, Школа диалога культур С.Ю. Курганова и В.С. Библера и др.

Поиск путей совершенствования обучения, в основе которого лежат ассоциативные теории, направлен на выявление путей и условий развития познавательной самостоятельности, активности и творческого мышления учащихся. В этом отношении показателен опыт педагогов-новаторов: укрупнение дидактических единиц усвоения (П. М Эрдниев, Б.П. Эрдниева), интенсификация обучения на основе принципа наглядности (В.Ф. Шаталов, С.Д. Шевченоко и др.), опережающее обучение и комментирование (С.Н. Лысенкова), повышение воспитывающего потенциала урока (Е.Н. Ильин, Т.И. Гончарова и др.), совершенствование форм организации обучения и взаимодействия педагогов и учащихся на уроке (И.М. Чередов, С.Ю. Курганов, В.К. Дьяченко и др.), индивидуализация обучения (И.П. Волков и др.). Ассоциативным теориям обучения, которые изначально не ориентированы на развитие творческого потенциала учащихся, противостоят теории, опирающиеся на деятельностный подход.

В последние годы активно ведутся разработки новых моделей обучения, построенных на информационных технологиях. Они дают возможности для реализации тенденций развития постиндустриального общества в современных дидактических системах. В основном информационные технологии обучения существую пока в виде проектов, но недалек тот день, когда возникнут конкретные модели обучения на основе использования компьютера и сети Интернет. По мнению Е.С. Полата, приоритет, как и в традиционной школе, останется за самостоятельными видами познавательной деятельности. Широкое использование различных источников информации, включая информационно-образовательные ресурсы Интернет, станет привычным делом.

Насущной необходимостью сегодняшней дидактики при многообразии дидактических систем и моделей является научная систематизация опыта. Поиск путей совершенствования образования многими исследователями связывается с использованием категории "контекст", что означает соединение, сцепление, некое целое, связывающее и объясняющее явления, факты, события.

Теоретический анализ содержания образования позволяет исследователям выделить в его структуре следующие контексты: социокультурный (образовательный текст), дидактический (учебно-педагогическое взаимодействие, образовательная среда) и контекст личностной значимости. Социокультурный аспект представляет собой совокупный общественно-исторический опыт, накопленный человечеством и выступающий предпосылкой и результатом становления человека и личности как субъекта социальных отношений. Особенности реализации социокультурного контекста представлены в целом ряде работ (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, Н.Б. Крылова, И.С. Якиманская и др.)

Педагоги Н.В. Бордовская и А.А. Реан, рассматривая модели обучения в социокультурном аспекте, выделяют следующие образовательные модели:

Модель образования как государственно-ведомственной организация, как самостоятельное направление в ряду других отраслей хозяйства.

Модель развивающего обучения (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов) - организация образования как особой инфраструктуры через широкую кооперационную деятельность образовательных систем разного ранга.

Традиционная модель как модель систематического академического образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Ч. Финн и др.)

Рационалистическая модель (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер) предполагает такую организацию, которая прежде всего обеспечивает усвоение знаний.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Понятие «содержание образования»
Для успешного осуществления обучения как важного средства развития и формирования личности необходимо хорошо уяснить себе: чему надо учить, чем они должны овладевать обучаемые в процессе учебной работы. Но поскольку, как отмечено выше, обучение направлено на образование личности и органически связа ...

Подходы к выявлению профессиональной ориентации старшеклассников
Задания, дифференцированные в зависимости от профессиональной ориентации старшеклассников, играют большую роль в процессе обучения информатики. Роль и месть данных заданий, с различной профессиональной ориентацией в процессе обучения были показаны в предыдущей главе. Но прежде чем составлять систем ...

Дидактические основы использования аудиовизуальных средств обучения
Качество проведения занятий в школе саду зависит от наглядности изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные аудиовизуальные средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями: являются источником информации; рационализируют формы пр ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru