Педагогика и воспитание » Школьник как субъект образовательного процесса. Учебная деятельность и ориентация подростка на труд » Выявление уровня активности подростка

Выявление уровня активности подростка

Страница 3

Б) Мама принесла 3 апельсина: тебе и твоему брату (сестре). Как ты поделишь их? Почему?

В) Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку, а отдал её сломанной.

Подростковый возраст, временные рамки которого от 11 до 14 (16) лет, характеризуется интенсивным половым созреванием. Идет физиологическая перестройка организма, вследствие чего наблюдается эмоциональная неустойчивость организма подростка. С одной стороны идет утверждение своей самостоятельности, независимости. С другой - неготовность к самой действительности, самостоятельным поступкам. Подросткам присуща критичность мышления, стремление к доказательности, формирование самосознания. Мнение группы (друзей) является значительно важнее мнения взрослых. Важное место в жизни подростка занимают оценки успешности учебной деятельности и личностных характеристик. Неустойчивость самооценки в этом возрасте приводит к конфликтности, возникновению акцентуации характера и различных дезадаптивных форм поведения (иногда дивиантных).

В подростковом возрасте заметно развивается логическое мышление, возникают способности к теоретическим рассуждениям, склонность к риску. Слабое развитие саморегуляции и недостаток развития воли. Стремление к самовоспитанию, саморазвитию оказывается нестойким, поверхностным. Появляется избирательность в учебной деятельности, связанная с отношением к учителю, а вместе с тем и с отношением к предмету.

Однако не все особенности кризиса подросткового возраста связаны с неудовлетворенностью подростка, идущей как бы изнутри. Большое значение имеет и расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, расхождение, характерное для каждого возрастного кризиса.

Фактически подросток остается еще типичным школьником. Учение, школа, взаимоотношения с товарищами заполняют почти все его время и составляют главное содержание его жизни. Вместе с тем характер внутренней позиции подростка меняется. Та позиция (позиция школьника), с которой ребенок вошел в школьную жизнь, и которая характеризовала не только его отношение к учению, но и всю систему его отношений к действительности, сначала расшатывается, а затем, к концу младшего школьного возраста, и вовсе перестает определять и его психическую жизнь, и его поведение. В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем психическом развитии у школьников к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более взрослую позицию, которая связана с таким поведением и такими качествами личности, которые, как им кажется, не могут найти своей реализации в обыденной, школьной жизни. Ни один подросток не согласится с тем, что систематическое соблюдение школьного режима характеризует и воспитывает волю, а открытое признание своих недостатков - независимость и храбрость. Им кажется, что проявление и воспитание ценимых ими качеств личности требуют каких-то особенных, экстремальных условий.

Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной школьной жизни, в какую-то иную, значительную и самостоятельную жизнь. Подросток, в отличие от младшего школьника, обращен в будущее, хотя это будущее видится ему еще очень туманно.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Воспитание гуманности
Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра — человека. Если гуманизм — это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек ок ...

Содержание и структура правового образования в школе
Настоящая концепция отстаивает всесторонний подход к реализации идеи правового образования в школе. Оно не может быть реализовано исключительно в рамках отдельного учебного курса. Более эффективным является включение компонентов правового образования в тематику различных школьных предметов и внешко ...

Понятие "познавательный интерес" в разных аспектах
Целью данного параграфа является рассмотрение понятия "познавательный интерес" в историческом, психологическом и дидактическом аспектах. Рассмотрим историко-педагогический аспект формирования познавательного интереса. Так например Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитан ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru