Педагогика и воспитание » Формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства » Воспитательные возможности песен башкирских композиторов Зауралья для учащихся

Воспитательные возможности песен башкирских композиторов Зауралья для учащихся

Страница 5

1. Детские песни башкирских композиторов, написанные в лучших традициях народной музыки, обладают большими педагогическими возможностями, которые, будучи правильно использованы на уроках музыки в начальной школе, выступают как важное средство музыкально-эстетического воспитания младших школьников;

2. В проведённом исследовании выявлены пути, на основании которых должно осуществляться нравственно-эстетическое воспитание младших школьников. Это воспитание должно одновременно протекать по двум направлениям. Первое из них должно быть связано с обогащением младших школьников музыкальными умениями, знаниями и навыками, которые помогают им в восприятии и исполнении различных музыкальных произведений. Другое направление включает в себя воспитание у учащихся способности глубоко чувствовать идейно-нравственное содержание этих произведений, которые должны формировать у учащихся правильные, с точки зрения общечеловеческой морали, отношения к своей Родине, к другим людям, к труду, к родной природе и её животному миру; умения видеть красоту в этих отношениях.

3. Общепринятые методы развития музыкальных способностей должны быть соответствующим образом учитываться особенности башкирской национальной поэзии и музыки. Башкирской народной вокальной музыке в отличии от музыки других народов свойственен так называемый «распев» (на 1 слог распеваются несколько слогов). Младшие школьники легче усваивают распевы, если направлять их внимание на единство стихотворной и мелодической ритмики в детских песнях башкирских композиторов. Это оказывает также благотворное влияние на развитие мелодического слуха, ритмического и ладового чувства учащихся.

4. Песни, адресуемые детям, для исполнения их в общеобразовательной башкирской школе должны в первую очередь основываться не на европейской системе мажора-минора, а на имеющихся в народной музыке ладах, в первую очередь – на пентатонике. Изучив лады своей родной национальной музыки, дети легче осваивают европейские лады, поскольку в системе ладов башкирской народной музыки имеются различные варианты пентатоники: мажорная и минорная.

5. Младшие школьники могут овладеть навыками двухголосного пения, если в их музыкальном обучении и воспитании использовать песни со знакомыми национальными приёмами: контрапунктическим двухголосием и унисонными имитациями. Формирование этих навыков наряду с развитием других музыкальных способностей помогает решению проблемы развития музыкального восприятия младших школьников.

6. Композиторам, работающим в области создания музыки для детей, предстоит ещё много сделать для расширения её педагогических возможностей в целях решения учебных и воспитательных задач.

В песнях, адресованных детям, необходимо шире отражать темы, связанные с восприятием нравственно-эстетических качеств, таких, как темп дружбы, взаимопонимания, взаимоуважение, взаимопомощи. В частности, необходимо более широкое отражение в детских песнях темы труда на общее благо и различных других нравственных качеств.

Композиторам надо смелее вводить в детские песни формы и метроритмические структуры, которые имеют богатые традиции использования в народной музыке и не ограничиваться наиболее простыми формами и структурами.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другое по теме:

Воспитание и обучение умственно отсталых детей
В настоящее время в нашей стране для воспитания и обучения разных категорий детей с отклонениями в развитии работают разнообразные учреждения государственного и частного характера. Это особые детские сады и особые группы при обыденных детских садах, особые школы и школы-интернаты, а также особые кл ...

Игры, развивающие преимущественно навыки быстроты
Дети и медведи Задачи: развитие быстроты реакции, координации движений, воспитание ловкости, смелости. Инвентарь: обруч. Место: спортивный зал, площадка, рекреация. Содержание: по сигналу учителя двое “медвежат”, держась за руки, начинают ловить детей. Задержанных детей отводят на “льдинку”. Когда ...

Методы и формы обучения общетехническим дисциплинам
Доминантой профессионального обучения является информационно-предметное обеспечение (ИПО), которое включает средства обучения (СО) и учебное оборудование (УО) и представляет компоненты технологий обучения. Средствами профессионального обучения являются: учебная литература (книги, наглядные пособия, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru