Педагогика и воспитание » Формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства » Воспитательные возможности песен башкирских композиторов Зауралья для учащихся

Воспитательные возможности песен башкирских композиторов Зауралья для учащихся

Страница 3

Для развития эмоциональной отзывчивости большое значение имеет также показ школьникам одного и того же жизненного содержания в отражении при помощи различных видов искусств, вовлечение младших школьников в активный процесс сопереживания воспринимаемой музыки. В нашей опытно - экспериментальной работе хорошо зарекомендовал опыт подбора ритмического аккомпанемента, которые учащиеся должны были выполнить в виде либо хлопков в ладоши, либо ударами ладоней по коленям. Поскольку восприятие ритма и его переживание всегда вызывает ту или иную двигательную реакцию, а то или иное движение всегда так или иначе связано с определённым эмоциональным состоянием человека, то, привлекая учащихся к выполнению различных движение под музыку, мы тем самым развиваем у них эмоциональную отзывчивость. Одновременно с этим в нашей экспериментальной работе мы знакомили детей с выразительными возможностями различных ритмических рисунков на материале детских песен башкирских композиторов. Например, четкий пунктирный ритм марша в песне композитора А. Туктагулова «Песня о Салавате» способствует передачи идеи о том, что Салават Юлаев – стойкий, храбрый и непобедимый герой, а лёгкий, «полётный» ритм песни композитора З. Исмагилова в песне «Пришла весна» хорошо передает те настроения, которые возникают у человека вместе с приходом весны.

Дирижирования песней во время её прослушивания, различные плясовые движения также помогают уяснению школьниками выразительных свойств музыкального ритма.

Для воспитания духовной культуры учителю необходимо воспитывать у своих воспитанников не только наблюдательность за внешними явлениями действительности, но и прислушиваться и присматриваться к собственному и эмоциональному внутреннему миру. Учителю необходимо почаще напоминать своим ученикам, что «Музыка – это душа человека!». Предлагая детям для восприятия различные по настроению песни – весёлые или грустные, спокойные или возбуждённо-тревожные, учитель должен объяснить при помощи каких музыкальных средств мелодии темпа, ритма, лада, тембра композитор передаёт это настроение и одновременно с этим может попросить своих учеников вспомнить те случаи из своей жизни, когда они испытывали такое же настроение. В нашей опытно-экспериментальной работе учащиеся начальной школы для понимания связи между настроением человека и отражением его в музыке мы использовали вокальные импровизации на различные темы. Например, импровизация на тему «Кукла заболела» обучает младших школьников правильному использованию соответствующих средств музыкальной выразительности и вместе с тем делает их более эмоционально отзывчивыми на содержание аналогичных песен музыки профессиональных композиторов благодаря фантазии и постановки себя на место того человека, с которым случилось несчастье.

Для развития эмоциональной отзывчивости большое значение имеет освоение школьниками одного и того же жизненного содержания, выраженного при помощи различных видов искусств. В проведённой нами экспериментальной работе мы использовали примеры из изобразительного искусства, литературы, детского кино. Так, на уроке родного языка школьники знакомились со стихотворением М. Карима «Осень». На уроке музыки они разучивали песню композитора А. Зиннуровой «Осенний вальс». Для активизации образных представлений и необходимых зрительских ассоциаций учитель показывал учащимся картину художника Левитана с тем же названием. Учителю важно было добиться того, чтобы дети не формально знакомились с предлагаемыми им образами художественных произведений об осени, а постарались эмоционально погрузиться в то настроение, которое могут возникать у человека с приходом хмурой и дождливой осени. Хорошей проверкой того, насколько хорошо дети почувствовали эмоциональное значение художественных образов, предложенных для ознакомления произведений искусств, может служить не только собственное выразительное исполнение песни, но и сочинение импровизаций на тему «Осень».

Как было сказано выше, установление тесных связей между уроками родного языка и уроками музыки обладает большими возможностями для формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников. Учителю важно понять, что воспитание у детей эмоциональной отзывчивости важно не самой по себе, а для более полного усвоения тех нравственных ценностей, которые содержатся в идейном контексте музыкального произведения. Поэтому, как показывает экспериментальная работа, большое значение имеет обсуждение с детьми содержание разученной песни.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Ориентация содержания тестовых заданий на компоненты требований к результатам обучения
На основе проекта Федерального компонента государственного образовательного стандарта, подготовленного Минобразованием России, в школы введен обязательный минимум содержания образования по каждому предмету и описание требований к уровню подготовки учащихся. Это позволяет не только ориентироваться н ...

Зарубежные дидактические системы прошлого
Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые часто называют также дидактическими системами. Дидактические системы характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения. Своеобрази ...

Формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Специально организованная деятельность обучающего и обучаемых, протек ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru