Педагогика и воспитание » Формирование духовной культуры школьников средствами музыкального искусства » Воспитательные возможности песен башкирских композиторов Зауралья для учащихся

Воспитательные возможности песен башкирских композиторов Зауралья для учащихся

Страница 4

Как показали наши наблюдения для того, чтобы музыка понравилась детям, педагог должен очень тщательно продумать вопрос качества звучания и использования предлагаемой для прослушивания музыки. Даже самая хорошая музыка не вызовет в сердцах детей нужного отклика, если учитель её плохо исполняет, или расстроен рояль на нём западают клавиши, или же его при проигрывании грампластинки раздаётся много посторонних тресков и шипений, а во время показа произведений в магнитофонной записи вдруг начинает «плыть» звук. Как только возникают, какие то неполадки в звучании прослушиваемой музыки, дети моментально отвлекаются, начинают смеяться и передразнивать звуки «заевшей» кассеты и все самые благие замыслы педагога оказываются скомканными и нереализованными. Поэтому тщательное разучивание педагогом детского репертуара, умение его петь и исполнять на высоком художественном уровне, не менее тщательная проверка и подготовка технических средств (проигрывателя, магнитофона, диапроектора для показа слайдов, телевизора) играет важное значение для выполнения задач формирования эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку как башкирских, так и других композиторов. Учитель должен также работать над выразительностью своей речи, мимики и производных движений, с тем, чтобы быть эстетически выразительным. Наблюдая за тем, как сам учитель внимательно слушает музыку, какие экспрессивные движения он делает в такт звучащей музыки, как музыка отражается на его лице, дети, подражая своему учителю, точно также стараются внимательно вслушиваться в звуки музыки и повторять те же самые экспрессивные движения, которые сделал их учитель. Оценочные действия педагога в процессе восприятия и исполнения музыки (похвала или порицание) также подвигают детей к более внимательному отношению к музыке. В младших классах для установления теплых дружеских отношений между коллективом класса и педагогом должны преобладать оценки поощряющего и положительного характера, обращённые как ко всему классу в целом, так и к отдельным учащимся («Молодцы, хорошо слушаете!» или «Мне нравится, как ты поёшь» и т.д.). Правильно данная оценка действием учащихся стимулирует проявления более внимательного отношения к музыке и следовательно способствует формированию эмоциональной отзывчивости, необходимой для реализации воспитательных возможностей музыки.

Таким образом. Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы относительно того, каким образом учитель музыки может влиять на формирование духовной культуры школьников, используя при этом детские песни башкирских композиторов. Факторами, способствующими формированию этой отзывчивости, являются:

Обращение учителем внимания детей на разнообразные явления действительности, которые их окружают, побуждение их к тому, чтобы они подумали о том, как эти явления могут воплотиться в музыке;

Вовлечения школьников в процессе активного сопереживания и сотворчества в процессе восприятия и исполнения музыки;

Тесная связь уроков музыки с другими учебными предметами и прежде всего с уроками родного языка;

Использование в музыкальном воспитании школьников сюжетно-ролевых и дидактических игр;

Высокохудожественное исполнение педагогом предлагаемой детям музыки. Отсутствие посторонних звуков и шумов в момент воспроизведения музыки на магнитофоне или проигрывателе;

Установление учителем теплых и дружеских отношений с учащимися, вера в их возможности и в положительные качества личности.

Разумеется, что формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку должно органично входить в процессе обучения и воспитания, а не быть изолированной педагогической задачей, однако учителю музыки следует всегда помнить о том, что если упустить из вида формирование этой способности, то его действие по воспитанию юного гражданина могут оказаться тщетным.

Результаты данного исследования, основывающиеся на анализе путей исторического развития башкирской народной музыки, произведений профессиональной детской музыки башкирских композиторов, теоретическом осмыслении построения содержания музыкального образования в программах и учебно-методических пособиях для общеобразовательных школ Республики Башкортостан, обобщений передового педагогического опыта, опытно-экспериментальной проверки некоторых приёмов использования детских песен башкирских композиторов в учебно-воспитательном процессе позволили автору придти к следующим выводам:

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Педагогический процесс как основное понятие педагогики и его связь с педагогической системой
Становление любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с другой – конструируют предмет науки. Для педагогики роль стержневого понятия выполняет "педагогический процесс" - это движение от ...

Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности
Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой» (К.С. Лебединская). Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случая ...

Игра и ее место в организации жизни детей старшего дошкольного возраста
Игра является ведущей деятельностью старшего дошкольника и занимает большое место в организации жизни детей. Воспитанники сами организуют игры, проявляя умение в определении замысла, в выборе сюжета и распределении ролей. Но иногда самостоятельные игры не обеспечивают развитие коллективистических к ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru