Новая педагогика » Сравнение систем начального общего образования России и Германии » Безотметочное обучение в новой модели начальной школы в России

Безотметочное обучение в новой модели начальной школы в России

Страница 2

Вторую важную цель безотметочного обучения в начальной школе мы видим в создании оптимальных педагогических условий для формирования основ учебной самостоятельности младших школьников. Фактически необходимо сделать так, чтобы безотметочное обучение стало одним из принципов образования в обновляемой начальной школе. Для того чтобы безотметочное обучение выполнило свою педагогическую миссию, необходимо в рамках начальной школы решить следующие задачи:

1) выработать относительную единую «оценочную политику» на уровне школы силами администрации, педагогов, детей и их родителей;

2) описать, что подлежит контролю и критерии оценки со стороны взрослых деятельности учащихся, а также средства и формы контрольно-оценочной деятельности взрослых и самих учащихся;

3) провести серьёзную профессиональную переподготовку учителей, администрации школы, а также системную работу с родителями учащихся, которые в своей социальной практике не сталкивались с другими системами оценивания, кроме пятибалльной;

4) построить специальный переход от детских шкал и способов оценивания к нормативному оцениванию в основной школе.

Другими словами, решая проблему построения безотметочного обучения, мы должны параллельно выстраивать систему работы учащихся и учителя, администрации школы по освоению контрольно-оценочной деятельности в рамках образовательного процесса, работу родителей по воспитанию своих детей и взаимодействию в этом направлении со школой. В опыте безотметочного обучения в большинстве случаев разговор ведётся только об одной составляющей – изменении контрольно-оценочной деятельности самого учителя.

Как видно из поставленных выше целей и задач, безотметочное обучение из частной задачи модернизации начальной школы должна превратиться в центральную и основную задачу, решение которой определит успех или неуспех модернизации образования на последующих этапах школьного обучения.

Рассмотрим возможные пути решения поставленных задач.

Первую задачу по выработке «оценочной политики» в условиях конкретной школы можно решить, опираясь на ст. 15 п.3 Закона «Об образовании», которая гласит: «Школа самостоятельна в выборе системы промежуточной аттестации школьников».

Для решения этой задачи необходимо, прежде всего, определить принципы безотметочного обучения. Предлагаем для рассмотрения принципы безотметочного оценивания, разработанные Г.А.Цукерман.

1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.

Необходимо отметить, что для оценивания, особенно для первоклассников, должны выбираться только те задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания. Не выбираются те задания, где неизбежна субъективность оценки.

2. Самооценка учащихся должна постепенно дифференцироваться.

Уже в 1 классе ребёнок должен учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

3. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки, с опорой на правило «добавлять, а не вычитать».

Ребёнок должен иметь возможность сам выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания. Такой подход к оцениванию, по опыту наших школ, приучает школьников к ответственному оценочному действию. Фактически оцениваются в первую очередь индивидуальные достижения учащихся, различные у всех. При этом выполнение «обязательного минимума» обеспечивается, но не является основной задачей в обучении.

4. Содержательное оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Формирование фонетико фонематической стороны речи, у дошкольников с детским церебральным параличом
Анализ констатирующего эксперимента показал нам, что у детей с детским церебральным параличом наблюдаются разные по сложности нарушения фонетико – фонематических процессов: 1 – я группа: К. Кирилл, Ильяс – низкий уровень сформированности фонетико – фонематической стороны речи. 2 – я группа: П. Крис ...

Образование в Австрии
Начиная с 1945 Вена частично восстановила свое прежнее значение центра культуры и образования. Здесь расположен крупнейший в Австрии университет (73 тыс. студентов в 1993); имеются университеты в Граце, Инсбруке, Клагенфурте и Зальцбурге и др. Построенные по немецкому образцу, эти университеты не д ...

Методика использования занятий по изобразительной деятельности как средства эмоционального воспитания детей
Исследование особенностей сенсорно-перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью - составная часть комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребенка, которое проводится в соответствии с существующими нормативами. Нами было проведен эксперимент, позвол ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru