Педагогика и воспитание » Проблема манипуляции в педагогической деятельности » Понятие «манипуляция»

Понятие «манипуляция»

Страница 1

Сначала кратко познакомимся с феноменом психологической манипуляции и породившим ее культурным контекстом, служащим исследователям семантической опорой в понимании ее сущности.

В статье на сайте www.psycho.tpi.ac.ni говориться, что, по словам Э. Шостома, особенность манипуляции состоит в том, что манипулятор стремится скрыть свои намерения. Поэтому для всех кроме самого манипулятора, манипуляция выступает скорее как результат реконст­рукции, истолкования тех или иных его действий, а не непосредственное усмотрение. В свя­зи с этим возникает резонный вопрос: является ли манипуляция феноменом, то есть явлени­ем, постигаемым в чувственном опыте, объектом чувственного созерцания?

Выделяется три источника информации о существовании манипуляции: 1. Позиция манипулятора.

2. Позиция жертвы манипуляции.

3. Позиция внешнего наблюдателя.

Теперь нужно рассмотреть, откуда происходит термин «манипуляция». В переносном зна­чении, по материалам интернета (сайт www.psycho.tpi.ac.ru), Оксфордский словарь опреде­ляет манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими или вещами с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка». Имен­но в таком наполнении слово «манипуляция» заменило в политическом словаре ранее быто­вавший термин «макиавеллианизм».

В психологической литературе, по мнению Леонтьева А. А, термин «манипуляция» имеет три значения. Первое полностью заимствовано из техники и используется преимущественно в инженерной психологии и психологии труда. Во втором значении, заимствованном из это­логии, под манипуляцией понимается «активное перемещение животными компонентов сре­ды в пространстве» (в противоположность локомоции — перемещению в пространстве са­мих животных) «при преимущественном участки передних, реже задних конечностей, а так­же других эффекторов». В этих двух значениях термин манипуляция можно встретить в психологической литературе, начиная с 20-х годов. А с 60-х годов он стал использоваться еще и в третьем значении, на этот раз заимствованном из политологических работ. Посте­пенно — уже практически без доработки — слово «манипуляция» начало использоваться и в контексте межличностных отношений.

Итак, процесс расширения сферы его применения дошел до той области, которая находится в фокусе рассмотрения данной работы. А именно, как по объекту (межсубьектное взаимодействие), так и по предмету (механизмы влияния) феномен манипуляции оказался в кругу проблем, волнующих непосредственно психологию. Таким образом, термин «манипуляция» в интересующем нас значении был дважды перенесен из одного контекста в другой.

Для того чтобы представить себе, что понимает под термином «манипуляция» психоло­гия, рассмотрим мнения различных авторов:

Авторы

Определения

1

Бессонов Б. Н.

Форма духовного воздействия скрытого господства, осуществляемая насильственным путем.

2

Волкогонов Д. А.

Господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира.

3

Гудин Р.

Скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого.

4

Йокояма О. Т.

Обманное косвенное воздействие в интересах манипулятора.

5

Прото Л.

Скрытое влияние на совершение выбора.

6

Рикер У.

Такое структурирование мира, которое позволяет выигрывать.

7

Рудинов Дж.

Побуждение поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого.

8

Сагатовский В. Н.

Отношение к другому как к средству, объекту, орудию.

9

Шиллер Г.

Скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения.

10

Шостром Э.

Управление и контроль, эксплуатация другого, использование в качестве объектов, вещей.

11

Робинсон П. У.

Мастерское управление или использование.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Состояние проблемы эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании
Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетическ ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста
Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, каким является логопедическое воздействие. Такой анализ оказался необходимым в связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание ...

Учебная деятельность и ориентация школьника на труд
В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте с собственной учебной деятельностью подростка. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно- организационная, спортивная, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru