Новая педагогика » Сравнение систем начального общего образования России и Германии » Исторический обзор развития двух систем начального общего образования в России и Германии

Исторический обзор развития двух систем начального общего образования в России и Германии

Страница 2

Исторические события, а именно неудавшееся покушение на Александра 2, оказали своё влияние на состояние системы образования: либеральный министр А.В.Головнин отстраняется от должности. Министром просвещения становится консерватор Д.А.Толстой, который уже в 1866 г. установил жёсткий контроль над обучением, дабы пресечь различного рода толки и вольнодумства, при этом значительно сократив права крестьян в получении образования. Инспектируя одно из учебных заведений, Д.А.Толстой изложил своё видение новой школы: «Нечего и говорить, что в школе может быть терпима политическая пропаганда… в учебных заведениях я допускаю только одну пропаганду – пропаганду учения, науки: она и должна давать направление». Подготовка новой реформы началась сразу же после прихода Д.А.Толстого на пост министра.

Д.А.Толстой сделал попытку ужесточить политику и в области начального образования. До него ещё только что нарождавшаяся народная школа была в ведении губерний, городов, земств и т.п. Поначалу министерство субсидировало начальную школу определёнными денежными суммами.

Пожалуй, самым негативным последствием этих попыток Д.А.Толстого реформировать начальную народную школу стало возникшее противостояние между местными властями и министерством. Это противостояние в дальнейшем резко обострилось, что было, естественно, не на пользу отечественному просвещению.

Городское училище, по сути, являлось начальной общеобразовательной школой. 31 мая 1872 г. вступает в силу Положение о городских училищах. Согласно ему, опубликована программа по геометрии для городских училищ, утверждённая Министерством народного просвещения 8 января 1877 г. В соответствии с программой изучение начальной геометрии предполагалось в 3, 4, 5 6 классах. Обучение геометрии носило концентрический характер: 1-й концентр изучался в 3 классе, 2-й – в 4, 3-й – в 5 и 6 классах.

«Преобладающим типом начального училища, принадлежащего городу, являлось небольшое заведение на 50 человек с одним учителем, преподающим одновременно в трёх классах. Так как для успешного прохождения курса элементарной начальной школы требовалось 3 года, учащиеся, при условии приёма новичков, группировались по степени знаний по трём классам. Они все помещались в одной классной комнате и обучались разным предметам, в зависимости от класса, одним учителем. Такая система была хороша для сельской школы. Для города предпочтительней были бы крупные школы, где каждый класс имел бы свою классную комнату и своего учителя. Однако городские власти вынуждены были идти по более простому пути, чтобы ускорить создание в городе системы начального образования с разветвлённой сетью школ». Такая система организации просуществовала до 1895 г. безусловно, качество образования при ней оставляло желать лучшего.

Начальные школы было предложено передать в духовное ведомство, т.е. сделать их церковно-приходскими. Однако практически осуществить это не удалось из-за нехватки денег в государственном бюджете, а также из-за сопротивления губернского дворянства и земства. Начальная школа продолжала оставаться в ведении земства, функционируя параллельно с церковно-приходскими школами.

Вплоть до 1900 г. земские, церковно-приходские и государственные школы соперничали между собой, оспаривая своё влияние в обществе, а значит, и финансирование.

Общество встретило реформы Д.А.Толстого неоднозначно. Реформа не была поддержана и Государственным советом, но, несмотря на это, Александр 2 одобрил её.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Методические рекомендации по развитию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
Нравственное воспитание школьников является одним из приоритетных направлений в современной сфере российского образования. Оно основывается на развитии не только нравственных и моральных ценностей и мотивов, но и на развитии основных нравственных качеств личности человека. Кто как не учитель, имеющ ...

Общая характеристика и методика проведения кружковых занятий по математики
Математический кружок – это одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружков работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь ввиду, что иногда и слабо успевающие учащиеся изъ ...

Анализ диагностических методик исследования уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся, обусловленной имеющимися у них отклонениями в развитии речи, является главной задачей учителей-логопедов общеобразовательной школы. Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом развитии является серьез ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru