Новая педагогика » Сравнение систем начального общего образования России и Германии » Исторический обзор развития двух систем начального общего образования в России и Германии

Исторический обзор развития двух систем начального общего образования в России и Германии

Страница 2

Исторические события, а именно неудавшееся покушение на Александра 2, оказали своё влияние на состояние системы образования: либеральный министр А.В.Головнин отстраняется от должности. Министром просвещения становится консерватор Д.А.Толстой, который уже в 1866 г. установил жёсткий контроль над обучением, дабы пресечь различного рода толки и вольнодумства, при этом значительно сократив права крестьян в получении образования. Инспектируя одно из учебных заведений, Д.А.Толстой изложил своё видение новой школы: «Нечего и говорить, что в школе может быть терпима политическая пропаганда… в учебных заведениях я допускаю только одну пропаганду – пропаганду учения, науки: она и должна давать направление». Подготовка новой реформы началась сразу же после прихода Д.А.Толстого на пост министра.

Д.А.Толстой сделал попытку ужесточить политику и в области начального образования. До него ещё только что нарождавшаяся народная школа была в ведении губерний, городов, земств и т.п. Поначалу министерство субсидировало начальную школу определёнными денежными суммами.

Пожалуй, самым негативным последствием этих попыток Д.А.Толстого реформировать начальную народную школу стало возникшее противостояние между местными властями и министерством. Это противостояние в дальнейшем резко обострилось, что было, естественно, не на пользу отечественному просвещению.

Городское училище, по сути, являлось начальной общеобразовательной школой. 31 мая 1872 г. вступает в силу Положение о городских училищах. Согласно ему, опубликована программа по геометрии для городских училищ, утверждённая Министерством народного просвещения 8 января 1877 г. В соответствии с программой изучение начальной геометрии предполагалось в 3, 4, 5 6 классах. Обучение геометрии носило концентрический характер: 1-й концентр изучался в 3 классе, 2-й – в 4, 3-й – в 5 и 6 классах.

«Преобладающим типом начального училища, принадлежащего городу, являлось небольшое заведение на 50 человек с одним учителем, преподающим одновременно в трёх классах. Так как для успешного прохождения курса элементарной начальной школы требовалось 3 года, учащиеся, при условии приёма новичков, группировались по степени знаний по трём классам. Они все помещались в одной классной комнате и обучались разным предметам, в зависимости от класса, одним учителем. Такая система была хороша для сельской школы. Для города предпочтительней были бы крупные школы, где каждый класс имел бы свою классную комнату и своего учителя. Однако городские власти вынуждены были идти по более простому пути, чтобы ускорить создание в городе системы начального образования с разветвлённой сетью школ». Такая система организации просуществовала до 1895 г. безусловно, качество образования при ней оставляло желать лучшего.

Начальные школы было предложено передать в духовное ведомство, т.е. сделать их церковно-приходскими. Однако практически осуществить это не удалось из-за нехватки денег в государственном бюджете, а также из-за сопротивления губернского дворянства и земства. Начальная школа продолжала оставаться в ведении земства, функционируя параллельно с церковно-приходскими школами.

Вплоть до 1900 г. земские, церковно-приходские и государственные школы соперничали между собой, оспаривая своё влияние в обществе, а значит, и финансирование.

Общество встретило реформы Д.А.Толстого неоднозначно. Реформа не была поддержана и Государственным советом, но, несмотря на это, Александр 2 одобрил её.

Страницы: 1 2 


Другое по теме:

Младший школьник как субъект учебной деятельности
Проектируя образование, т. е. предопределяя, выбирая одно из возможных направлений психического развития детей, мы стремимся сознательно ориентироваться на культивирование фундаментальной человеческой способности — самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подл ...

Экспериментальное исследование уровня экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей старшего дошкольного возраста
Выполняя констатирующий эксперимент, мы ставили перед собой цель – выявить уровень сформированности экологических знаний эмоционального отношения к природе детей 5-6 лет. Исходя из цели исследования определены следующие задачи: 1. Выявить уровень знаний о неживой природе 2. Выявить уровень знаний о ...

Развитие гуманистического образования
Вопросами воспитания гуманного отношения к животным занимаются многие педагоги. Они внесли большой вклад в эту область науки. На эту тему написано много книг, которые являются методическим пособием и помощником для ознакомления детей с природой и воспитания гуманного отношения к ней. Можно в пример ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru