Педагогика и воспитание » Процесс обучения младших школьников решению задач стохастического характера » Методика работы над заданиями стохастического характера

Методика работы над заданиями стохастического характера

Страница 1

Обучение математике в начальной школе призвано сформировать у младших школьников начальную математическую грамотность: знание начал курса арифметики, необходимые вычислительные навыки, умение проводить простейшие рассуждения в ходе решения текстовых задач, первичные навыки математической речи и письма. Начальная школа должна обеспечить подготовку учащихся к успешному изучению систематических курсов математики. Математика дает широчайшие возможности для формирования таких психологических характеристик личности, как подвижность и гибкость мышления: в ней существует целый ряд задач, направленных на поиски выхода из различных нестандартных ситуаций и затруднительных положений.

Представление о связи случайного и необходимого, о статистических и динамических закономерностях является обязательным элементом общего образования современного человека. В профессиональной подготовке преподавателя математики большое значение приобретает воспитание у него высокого уровня стохастической культуры. По мнению Б. В. Гнеденко, сегодня в науке фундаментальное значение приобретает понятие случайного и уверенно пробивает себе дорогу идея отыскания оптимальных решений. Назрела необходимость введения в школьное преподавание концепции случайного, что вызвано не только требованиями научного и практического порядка, но и методологическими соображениями. Предусмотренная в настоящее время государственным образовательным стандартом специальности «Математика» структура стохастической подготовки преподавателя математики не позволяет в полной мере решить поставленную задачу формирования у него вероятностно-статистического мышления.

Вопросы о роли и месте стохастики в вузовском и школьном курсах математики, а также вопросы методики обучения теории вероятностей, теории случайных процессов и математической статистике, их мировоззренческого значения рассматривались в работах целого ряда математиков, педагогов, психологов и методистов: В. В. Афанасьева, Е. Е. Белокуровой, Л. О. Бычковой, К. Р. Велсксер, И. М. Гайсинской, Б. В. Гнеденко, А. Н. Коломогорова, В. Д. Маневич, В. Л. Матросова, А. Плоцки, В. Д. Селютина, А. И. Ширяева, И. М. Яглома и др.

Необходимость развития у школьников вероятностной интуиции и мышления становится насущной задачей обучения математике в школе. Именно вероятностно-статистическая линия, изучение которой невозможно без опоры на процессы, происходящие в окружающем мире, на реальный опыт школьника, способствует повышению математической грамотности в соответствии с мировыми стандартами.

Для адаптации традиционного содержания к целям новой содержательной линии «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей» учителю рекомендуется использовать следующие средства: разнообразные задачи, способствующие формированию комбинаторного мышления; задания на сбор, систематизацию, наглядное представление и анализ данных, представленных в обозримых выборках; беседы педагогов с учащимися, во время которых фиксируется внимание на случайных явлениях в быту, в природе и технике.

Следуя выводам современных исследований, формирование статистической культуры, развитие вероятностной интуиции гораздо эффективнее начинать в раннем детстве, потому что у человека с возрастом формируется консервативное мышление, а значит, многие понятия теории вероятностей и математической статистики воспринимаются им иначе (некоторые из них порой вступают в противоречие с жизненным опытом). В связи с этим элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики должны войти в школьный курс математики начальных классов в виде одной из сквозных содержательно-методических линий, которая даст возможность учащимся накопить определенный запас представлений о статистическом характере окружающих явлений и их свойствах. Между тем детям в повседневной жизни обязательно понадобится умение читать и составлять расписания, таблицы, графики, собирать и обрабатывать информацию.

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте
Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада н ...

Педагогические взгляды Н.Гусовского,С.Будного,В.Тяпинского
Значительный след истории белорусского народа оставил современник Ф. Скорины, поэт-гуманист и просветитель эпохи Возрождения Николай Гусовский (1470–1533). В своем творчестве он призывал к дружбе различных по вере и культуре европейских людей, восславлял деятельностную свободную мужественную личнос ...

Болонский процесс
Сейчас идёт очень непростой процесс глобализации в масштабе всего мира, что существенным образом отражается на образовании. В сфере российского образования глобализация проявляется в форме Болонского процесса. Болонский процесс - это процесс создания Зоны европейского высшего образования как ключев ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru