Педагогика и воспитание » Роль экранных образов в развитии агрессивности у старших дошкольников » Причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте

Причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте

Страница 3

Агрессивность дошкольников зависит от целого ряда факторов - культурных, семейных, индивидуальных. Чем старше ребёнок, тем большую роль в его поведении играет среда воспитания: эмоциональные отношения, которые существуют в семье, конфликты, принятые формы поведения, реакция взрослых на различные действия ребёнка, принципы воспитания. Социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребёнка, чем врождённая предрасположенность (возбудимость нервной системы).

Данное утверждение подтверждает следующий факт. На формирование агрессивности человека влияют 4 момента:

- негативизм матери (её отчуждённость от ребёнка, постоянная критика, равнодушие).

Особенно влияет отсутствие матери на мальчиков. Дети становятся замкнутыми, очень тревожными, безынициативными, готовы подчиняться всем и каждому. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать или других близких обратить на него внимание. Если в семье, особенно со стороны матери, ребёнку недостаёт любви, заботы, внимания, т.е. нет эмоционального контакта, то он будет пробовать различные способы, чтобы компенсировать это.

- терпимость матери к проявлению агрессивности ребёнка по отношению к другим детям и взрослым (т.е. поощрение такого поведения).

Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и, вполне вероятно, физической агрессии. Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду - детский сад, школу, двор. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.

- суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование).

В одном эксперименте изучалось агрессивное поведение детей в связи с особенностями стратегий родительского наказания. Особенности и строгость наказания измерялись по ответам родителей на 24 вопроса о том, как они обычно реагируют на агрессивное поведение своего ребёнка.

К первому уровню реагирования (который, строго говоря, и наказанием-то назвать нельзя) относили просьбы вести себя по-другому и поощрение за изменение поведения.

Ко второму уровню наказаний (умеренные наказания) относили словесное порицание, выговоры, брань.

К третьему уровню наказаний (строгие наказания) относили физическое воздействие, шлепки, подзатылки.

В результате исследования было обнаружено, что те дети, которые подвергались со стороны родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию и, соответственно, характеризовались одноклассниками как агрессивные. Дети из таких семей, не видя ласки, сочувствия, сопереживания к себе, не обучаются этим чувствам, что способствует формированию агрессивной личности .

- индивидуальные особенности темперамента ребёнка (возбудимость и вспыльчивость).

Лишь одна четверть от перечисленного относится к врождённым особенностям, а три четверти - к социальному окружению ребёнка, в котором основная роль отводится матери.

Между тем, управляемые механизмы психологической защиты у детей еще не сформированы, поэтому обычно они стремятся изменить ситуацию, и нередко - с помощью агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс - вина, совесть и мораль - будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Выявление уровня активности подростка
Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Но зачастую взрослые забывают, что процесс этот начинается уже в ...

Психологические основы специальной педагогики
Психология аномального развития, или специальная психология, — область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. На основе такого изучения опред ...

Подвижные игры и игры с элементами соревнования
Успей поймать. Играющие (5-6 детей) стоят в небольшом кругу, у каждого в руках мяч и камешек. Подбросив мяч, надо выбежать из круга, положить как можно дальше от него камешек на землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший от земли. Кто сумеет положить камешек дальше всех и при этом ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru