Педагогика и воспитание » Роль экранных образов в развитии агрессивности у старших дошкольников » Причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте

Причины, проявления агрессивности в дошкольном возрасте

Страница 2

Общение ребенка с родителем имеет большое значение. Возможность высказать наболевшее – первый шаг к преодолению агрессивного поведения. Ребенок проявляет агрессию не потому, что он плохой, а потому что ему требуется помощь. Агрессивность – это, прежде всего, способ выражения своего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежит обида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают из-за неудовлетворенности базисной потребности в любви и чувства нужности другому человеку.

Поэтому если что-то случилось в семье ребенка, он охотно поделится своими переживаниями со сверстниками, а не с взрослыми.

В дошкольном возрасте ребёнок проходит путь от осознания себя как физически отдельного самостоятельного индивида к осознанию своих чувств и переживаний.

Эти переживания связаны, прежде всего, с конкретной деятельностью: «Я здорово рисую - у меня получилось самое круглое яблоко», «Я такой неуклюжий, всегда спотыкаюсь в догонялки». Ребёнок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, относиться к самому себе на основе обобщения переживаний.

В общем, дошкольный период достаточно опасен для развития и закрепления агрессивности. Именно в это время ребёнок обретает определённый статус среди сверстников и взрослых, который, скорее всего, сохранится на протяжении всей младшей и средней школы. И если о ком-либо у них сформируется негативное мнение, то поменять его будет очень сложно: ребёнка будут дразнить, обижать. Несоответствие желаемого положения ребёнка в классе его реальному положению обязательно вызовет у него гнев, агрессию. Только у одного она будет проявляться вовне: на сверстников, учителя, родителей, школу вообще, - а у другого она может быть направлена внутрь, на самого себя, и будет носить разрушающий характер (подавленность, нежелание что-либо делать, частые болезни).

Так, Е. Калягина изучала особенности взаимодействия со сверстниками популярных и непопулярных в своей группе дошкольников . Было обнаружено, что для популярных детей наиболее распространённым вариантом поведения являлось бесконфликтное решение проблемы в связи с просьбой сверстника поделиться чем-то. Причём, это не было просто уходом от ситуации, а скорее, попыткой самостоятельного её разрешения, без обвинительных и агрессивных реакций в адрес сверстников.

В противоположность этому у непопулярных детей самым распространённым способом поведения в ответ на просьбу «поделиться имуществом» была прямая или косвенная агрессия.

Кроме того, дети в этом возрасте начинают пытаться решать проблемы в «своем кругу» не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. В будущем формирование группировок вообще заметно меняет агрессивное поведение школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место.

Важность этого периода в формировании агрессии ребёнка подтверждается исследованиями: зафиксирована зависимость между агрессией в 7 лет и совершёнными преступными агрессивными действиями в 30-летнем возрасте. Поэтому не следует использовать жестокие физические наказания в семье.

Постоянный контроль родителей также может раздражать ребёнка. Он будет испытывать гнев, и выражать его активно (капризы, постоянное отвлечение на другие дела, грубость) или пассивно (подавленность, повышенная медлительность, забывчивость). Если для дошкольника значение взрослого очень велико, за ним основные оценки, и ему принадлежит последнее слово, то с началом школьной жизни всё меняется. Ребёнок сталкивается с тем, что его понятия о справедливости могут расходиться с понятиями взрослых, и всё более значимую роль в оценках поступков, решений начинает играть мнение сверстников.

Из всего сказанного вовсе не следует, что родители уходят из числа значимых для ребёнка людей. Он ещё не умеет решать многие проблемы, с которыми сталкивается каждый день, и родитель очень необходим, важно его мнение, поддержка.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на голов ...

Средства и методы развития гибкости
Гибкость – подвижность в суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Различают две формы проявления гибкости: – активную, величина амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнения, благодаря собственным мышечным усилиям; – пассивную, максимальная величин ...

Теоретические аспекты коррекции речевого дыхания детей с нарушением речи
Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений, комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного об ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru