Новая педагогика » Взаимосвязь общей и мелкой моторики и речевого развития детей трехлетнего возраста » Диагностика речевого развития 3 - 4-х летнего возраста

Диагностика речевого развития 3 - 4-х летнего возраста

Страница 4

Подготовка исследования. Приготовить конфеты и 3 набора предметов: первый — синий и красный колпачки-конусы, фасное и синее ведерки, красная и синяя матрешки, причем предметы в паре должны быть одинаковой формы и величины; второй — большой и маленький зеленые колпачки, большое и маленькое зеленые ведерки, большая и маленькая зеленые матрешки; третий — 2 желтых колпачка, 2 желтых ведерка, 2 желтые матрешки, причем все предметы должны быть одинаковой величины и формы.

Проведение исследования. Испытуемых делят на две возрастные группы: дети от 1 года 4 мес. до 2 лет; дети от 2 лет до 2 лет 7 мес. В каждой группе выделяют экспериментальную и контрольную подгруппы. Исследование проводится индивидуально и состоит из 2 этапов.

I этап. На стол заранее ставят 2 колпачка — синий и красный, под фасный колпачок прячут конфету. Затем показывают ребенку колпачки и говорят, что под одним из них спрятана конфета и ее нужно найти. Место колпачков каждый раз меняется: красный находится то впереди синего, то позади, то справа, то слева. Когда дети экспериментальной подгруппы наугад поднимают колпачки и всегда находят конфету под красным, им называют цвет колпачка — «красный». Детям контрольной подгруппы цвет не называют.

II этап включает 2 серии. Первая серия проводится через 1 день. Детям предлагают выполнить то же задание, но цвет не называют ни в экспериментальной, ни в контрольной подгруппе. Затем конфету прячут не под красный колпачок, а под красное ведерко, в красную матрешку, чтобы выяснить, переносят ли дети усвоенные знания и на другие предметы.

Вторая серия аналогична первой, но проводится через 4-6 дней.

Изучение ориентировки ребенка в предмете по другим признакам: по величине колпачка — ребенку называют слово «маленький» (второй набор предметов), пространственному расположению — «сзади» (третий набор предметов) проводится так же.

Обработка данных. Подсчитывают среднее число повторений, необходимых для выделения сигнального признака; определяют прочность образовавшихся связей «слово-признак», наличие переноса усвоенных знаний на другие предметы. Данные заносят в таблицы и делают выводы о характере влияния слова на восприятие разных признаков предметов в зависимости от возраста детей.

Таблица Показатели выполнения задания

Возраст детей

Подгруппа

Признаки

цвет

величина

пространственное расположение

2 года 7 мес.

Экспериментальная Контрольная

Экспериментальная Контрольная

Таблица Правильность выполнения задания «Покажи предмет»

Возраст детей

Группы детей

4 года

I

II

III

Предметы

Картинки

Предметы

Картинки

Предметы

Картинки

Таблица Понимание детьми значения слов

Возраст детей

Уровни

1

II

III

IV

Предметы

Картинки

Предметы

Картинки

Предметы

Картинки

Предметы

Картинки

4 года

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Взаимосвязь дидактических принципов обучения
Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы. Так, принцип научности сам по себе не вызывает сомнений. Чем выше уровень обучения, тем лучше, успешнее, результатив ...

Развитие речи у детей
Во второй половине первого года у нормально развивающегося ребёнка обычно появляется лепет, к 9-10 месяцам он активизируется, обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на готовое обращение взрослого. Отсутствие или бедность лепета у ребёнка настораживают, так как это м ...

Сюжетное рисование в дошкольном возрасте: его особенности и значение
Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления об окружающей действительности. Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Возможно ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru