Педагогика и воспитание » Коллективная творческая деятельность как средство воспитания гуманности у младших школьников » Сущность понятий гуманизма и гуманности в различных концепциях

Сущность понятий гуманизма и гуманности в различных концепциях

Страница 1

Понятие «гуманизм» в современных словарях трактуется как:

система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости нормой отношений между людьми;

принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничных возможностей человека и его возможности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений. В настоящее время становится одним из основных принципов педагогики.

Гуманизация образования, творческое развитие способностей каждого ребенка, уважение к его личности ориентация на духовно-нравственное воспитание прослеживаются в настоящее время во многих педагогических концепциях и программах.

Основным положением гуманизация образовательного учреждения, по мнению Л. А. Байковой, становится «процесс обретения им свойств, создающих условия защиты прав каждого, его свободного и наиболее полного развития и самореализации».

Гуманность – (от лат. humanus – человечный) – человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям; обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуются в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи. Гуманность – одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения.

Гуманность как нравственное качество является сложным интегративным психическим образованием, которое включает осознание и понимание норм морали, наличие гуманных чувств и нравственного поведения. Базовой категорией воспитания гуманности является понятие «гуманные чувства, т.е. эмоциональное переживание реальных гуманных отношений и взаимодействий.

Обращение педагога к гуманным чувствам, таким, как чувство доброты, сочувствия, сострадания, милосердия, справедливости, чуткости, отзывчивости, эмпатии, жалости, дает информацию о нравственной зрелости воспитанника. Образовавшись, гуманное чувство не обособляется в структуре личности, а тесно связывается с другими гуманными чувствами, тем самым, создавая предпосылки для процесса их дальнейшей интеграции.

Непрерывным воспитанием гуманности как интегративного качества личности занимается, несколько социальных институтов. Первыми педагогами являются родители, которые обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного воспитания ребенка. На следующих этапах развития ребенка семье помогает сеть дошкольных учреждений, где закрепляются заложенные в семье добрые чувства, накапливается опыт поведения.

Проблема воспитания гуманности у подрастающего поколения решалась во все времена на теоретическом и практическом уровнях.

Наиболее последовательно проблема воспитания гуманности решается в христианстве, где основой учения стало противопоставление двух полюсов – добра и зла. Противоречивые тенденции в развитии современного российского общества требуют переосмысления идей, заложенных в воспитательном процессе в советский период. Обновление воспитательного процесса в настоящее время ориентируется на такие традиционно русские качества, как гуманизм, духовность и нравственность. При анализе исторических источников мы учитывали, что вопросы воспитания гуманности относятся к числу вечных тем в религиозных концепциях, философии, педагогике.

Основными идеями христианства являются такие, как идея греховности, идея спасения и искушения, идея богочеловека-спасителя. Из первых идей греховности выросло, с одной стороны, учение о греховности как причине всех несчастий, обрушившихся на человечество, с другой – учение об избавлении, спасении. Иисус Христос принес себя в жертву ради спасения человечества. Эта добровольная жертва избавила человека от греха. Поэтому вера в Иисуса Христа, следование его учению – это путь личного спасения для каждого верующего. Эти положения способствовали образованию двух полюсов – добра и зла (в восточных религиях фактически нет противопоставления добра и зла, в исламе данная проблема только поставлена, а в христианстве она стала основой учения).

Мир многообразен, но в основе его лежат два принципа – добра и зла. В контексте сказанного понятно, что гуманизация выступает в качестве одного из направлений воспитания добра, а бездуховность – есть форма зла.

Религия по сути своей – есть сложная активная, действенная система воспитательного воздействия. Свод законов прост: будь милосердным, помогай ближнему, не завидуй, не гордись, не делай зла, не бери чужого, не раздражайся, – но в них огромный многовековой опыт поколений. Объединить же их можно одним мудрым изречением: не делай человеку то, чего себе не желаешь. Таким образом, гуманизм христианства несомненен: все люди – братья, они созданы одним Богом, и тот, кто приобщился к нему, уверовал в него, будет следовать его учению, где приоритет отдается добру, а не злу. Что выберет человек – дело его совести, однако, выбирая веру, любовь и добро, он приобщается к спасению, в противном случае его ждет наказание. Поэтому человек должен смириться, подавить свою гордость. Нравственным основанием такого поведения является любовь, прежде всего, к Богу, а через него – к другим людям и самому себе.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Диагностика игровой деятельности умственно отсталых детей
Для выявления уровня развития игровой деятельности у детей был использован такой метод исследования как наблюдение. Были использованы следующие методики: диагностика игровой деятельности по Г.А. Уруптовой и диагностика уровня развития игровой деятельности по Д.Б. Эльконину. Исследование проводилось ...

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями Цель Форма взаимодействия Сентябрь, «Моя семья» Средняя группа 1.Знакомить дошкольников с терминами и отношениями род ...

Понятие и этапы организации коллективного творческого дела
Сегодня выходят новые ориентиры - гуманизация и демократизация. Какие же способы воспитательной работы (и соответствующие формы) отвечают этим целям? На взгляд С.Д.Полякова, В.Р. Ясницкой, одной из наиболее эффективных форм является личностно-ориентированное коллективное творческое дело. Коллективн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru