Обработка заданий, выявляющих развитие мышления и речи ребенка, осуществляется в два этапа. Сначала производится непосредственная обработка результатов по отдельным заданиям, в которых анализируются конкретные операциональные механизмы. Затем производится пересчет полученных данных в более общие показатели, характеризующие уровень развития мышления ребенка и его речи. Эти обобщенные показатели сравниваются с нормативными данными (см. Приложение 1,2), уровень их выраженности отмечается крестиком в «Психологической характеристике».
Речевое развитие
Речевое развитие определяется в заданиях: «Речевые антонимы», «Речевые классификации», «Произвольное владение речью (исправление, восстановление и завершение предложений)». При этом первые два задания в большей степени характеризуют словарный запас ребенка, а третье задание — грамматический строй речи.
Обобщенный показатель «Речевое развитие» складывается из
суммы баллов за выполнение заданий:
1. Задание «Речевые антонимы»:
- подбор антонимов (максимально 4 балла).
2. Задание «Речевые классификации»:
- дополнение классификационных групп (максимально 4 балла);
- нахождение обобщающего слова (максимально 4 балла).
3. Задание «Произвольное владение речью»:
-исправление, восстановление, дополнение предложений (максимально 8 баллов).
Максимальная оценка за речевое развитие — 20 баллов.
Вторичная диагностика
Диагностика детей 4-х летнего возраста (После применения программы)
Обработка данных. По каждой серии подсчитывают соответствующие показатели. Выявляют возрастные и индивидуальные различия по этим показателям.
Подготовка исследования. Подобрать графические образцы — фигуры для изображения и их словесные обозначения.
Проведение исследования. 1 этап. Используются 4 фигуры.
Первая серия. Ребенку предлагают посмотреть на образцы и нарисовать так же: «Смотри, большой треугольник лежит на кубике» и т.д. После этого фигуры убирают, ребенку дают чистый лист бумаги и просят нарисовать то, что он увидел. Когда ребенок выполнит задание и отложит в сторону карандаш, экспериментатор забирает у него листок с рисунками и продолжает эксперимент.
Вторая серия. Ребенку показывают те же фигуры. Экспериментатор называет их: «Гриб. Пирамида. Дерево. Шар.» Затем, убрав рисунки, ребенка просят нарисовать то, что он увидел. После того как он закончит рисование, переходят к следующему этапу.
Третья серия. Ребенку показывают те же фигуры. На этот раз экспериментатор дает им новые наименования: «Домик. Елочка. Лапка. Одуванчик» Исходные фигуры убирают и ребенка просят нарисовать то, что он увидел.
Очередность предъявления фигур и их наименование I этап
Предъявляемые фигуры |
Словесное сопровождение предъявления фигур | ||
1-е |
2-е |
3-е | |
|
Большой треугольник на кубике Друг на друге лежат 4 овала, они увеличиваются книзу Прямая линия идет сверху вниз, а от ее середины вверх расходятся 2 короткие линии Круг, а от него вниз идет прямая линия |
Гриб Пирамида Дерево Шар |
Домик Елочка Лапка Одуванчик |
II этап
Предъявляемые фигуры |
Словесное сопровождение предъявления фигур | ||
1-е |
2-е | ||
|
Шляпа |
Утюг | |
|
Окно Жук |
Подарок, перевязанный ленточкой Телевизор с антенной | |
|
Горшок |
с цветами |
Голова зайки |
II этап. Первая серия. Здесь используются графические построения. Экспериментатор называет фигуры, предъявляя их ребенку: «Шляпа. Окно. Жук. Горшок с цветами».
Другое по теме:
Уравнения колебания струны
Будем считать, что струна обладает постоянной линейной плотностью r и растянута силой натяжения P. Направление оси x выберем вдоль положения равновесия струны, через y обозначим поперечное отклонение в точке x в момент времени t. Предполагается, что угол наклона ¶y/¶x кривой, образованный струной в ...
Сюжетное рисование в дошкольном возрасте: его особенности и значение
Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления об окружающей действительности. Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Возможно ...
Особенности
изобразительной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной
недостаточностью
Приоритет коррекционный и воспитательных задач в процессе обучения детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью изобразительной деятельности закономерен, поскольку школьники с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью обладают ограниченными возможностями овладения как з ...