Новая педагогика » Насекомые в уголке природы » Ознакомление детей разных возрастных групп с насекомыми

Ознакомление детей разных возрастных групп с насекомыми

Страница 1

Программа по ознакомлению с природой определяет объём сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно объединить в три группы: а) внешний вид насекомого, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения); б) среда обитания, характер приспособления к условиям жизни; в) приносимая польза.

Детям старшего дошкольного возраста доступны также сведения о приспособлении насекомых к окружающей среде, прежде всего о тех формах защиты, которые связаны с особенностями их обитания (сезонный образ жизни, взаимоотношения с иными живыми существами). Ребёнка можно познакомить с такими защитными проявлениями живых организмов, как окраска, отпугивание, нападение (Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. – М., 1980). Подобная информация способствует углублению знаний о животном мире, на основе которых у ребёнка вырабатывается правильная нравственная позиция по отношению к тому или иному представителю фауны.

Характеризуя особенности представлений дошкольников о животном мире, следует сказать, что они не всегда бывают конкретны, часто они носят общий или неопределённый характер: дети недопонимают или имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а также о приспособлении живых существ к условиям жизни и среде обитания; не знают о пользе многих насекомых. Интерес к животному миру у некоторых детей поверхностный. Они обращают внимание больше на яркие, бросающиеся в глаза особенности насекомых, не умеют внимательно, долго наблюдать за ними и делать выводы.

Приступая к работе по формированию у детей представлений о насекомых и воспитанию любви к ним, следует выяснить, что дети уже знают. Это можно сделать, проводя в утреннее время или на прогулке несколько индивидуальных бесед (по картинкам и словесно). Ребёнок называет насекомое, которое узнал (задание для малышей), рассказывает, какое оно (задание для ребёнка среднего возраста), классифицирует, например, по принципу «кто плавает, ползает, бегает, прыгает» (задание для детей старшего возраста).

Знакомство с природой проводится не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение книг о насекомых и дидактические игры в вечернее время – все мероприятия в комплексе должны обеспечить успешность работы. При этом важно осуществлять взаимосвязь повседневной работы и обязательных занятий. Она может быть различной. Наблюдения за насекомыми во время прогулки, чтение книг, которые заинтересовали детей, дают толчок для углубленного анализа на занятиях поведения насекомых, и наоборот: та или иная тема, начатая на занятии, расширяется и конкретизируется в дальнейшей повседневной работе.

Особенно важно закрепить приобретённые детьми знания в их практической деятельности, например при уходе за насекомыми в уголке природы.

По основной цели занятия можно сгруппировать следующим образом:

а) направленные на формирование новых представлений о насекомых (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений);

б) уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравнительные наблюдения, рассказывание, рисование);

в) активизирующие, проверяющие знания детей (решение логических задач, загадок, дидактические игры).

Наблюдение.

Наблюдение – важнейший метод познания животного мира – характеризуется следующими особенностями: а) его можно организовать в обстановке, естественной для насекомых, где они ведут себя свободно, непринуждённо; б) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения насекомых, которые становятся объектами длительного изучения; в) оно способствует непосредственному общению с насекомыми (покормить, потрогать и т.д.).

Планировать наблюдение воспитатель должен с учётом требований, предъявляемых к его организации и проведению:

- необходимо заранее определить место наблюдения, найти типичную для того или иного насекомого среду обитания;

- наблюдение не должно причинять вред насекомому (привести к его гибели, смене места обитания, порче его жилища и т.п.);

- в процессе наблюдения нужно учитывать особенности конкретного представителя отряда насекомых (величину, характер движения). Это является основанием для планирования индивидуальных, групповых или фронтальных наблюдений;

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении
Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов д ...

Методы работы с монологической речью
Учебный монолог на начальном этапе обучения представляет собой простое и очень краткое логически построенное высказывание, содержащее один или несколько речевых образцов. Учащиеся должны уметь без предварительной подготовки логично и последовательно высказываться в соответствии с учебной ситуацией, ...

Методика обследования письма у младших школьников и результаты констатирующий эксперимент
Актуальность и значимость проблемы нарушения письма проанализированной в первых главах, позволили определить направление собственного констатирующего исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе школы – интерната № 22 V вида г. Кемерово. В эксперименте принимали участие 12 учащихся вт ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru