Новая педагогика » Педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников » Содержание понятия «здоровьесберегающая культура»

Содержание понятия «здоровьесберегающая культура»

Страница 1

Теоретический анализ проблемы исследования показал, что одной из приоритетных задач современного этапа развития системы образования должно стать формирование здоровьесберегающей культуры подрастающего поколения.

На сегодняшний день в педагогической науке не сложилось однозначного толкования сущности данного понятия и его структуры. Рассмотрим составляющие данного понятия: «культура» и «здоровьесбережение».

В литературе существуют различные подходы к пониманию феномена культуры. С точки зрения деятельностного подхода, культура трактуется как специфический способ человеческой деятельности (Ю.А. Жданов, М.С. Каган), сторонники же аксиологического подхода определяют культуру как набор ценностей, созданных человечеством (Н.З. Чавчавадзе). Как процесс творческой деятельности человека культуру рассматривают представители индивидуально-творческого направления (Н.С. Злобин, Л.Н. Коган).

Здоровьесбережение же представляет собой целенаправленную системную деятельность образовательного учреждения по применению на практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей основных факторов нарушения здоровья.

Глебова Н.Ю. под здоровьесбережением понимает осуществление комплекса различных системных мер, таких как социально-гигиенические, психолого-педагогические, морально-этические, физкультурно-оздоровительные и экологические, которые обеспечивают учащимся и педагогу психическое, физическое благополучие, бытовую и моральную комфортность в течение всего пребывания в образовательном учреждении.

Перепелкина Т.В. рассматривает здоровьесбережение как процесс укрепления и сохранения здоровья, который направлен на преобразование эмоциональной, интеллектуальной сфер личности, повышение ценностного отношения к своему здоровью, а также здоровью окружающих на основе осознания ребенком личной ответственности .

На основе представленных понятий можно сделать вывод, что здоровьесберегающая культура рассматривается как общекультурный феномен, компонент общей культуры, интегральное качество, базовая характеристика личности, совокупность сформированных валеологических знаний, умений и способов поведения, осознанно выработанное ценностное отношение учащихся к здоровью и оздоровительной деятельности, уровень развития личности как субъекта оздоровительной деятельности.

Традиционно здоровьесберегающая культура – это часть общей культуры, связанная с отношением человека к своему здоровью и с ведением им здорового образа жизни .

Л.Н. Волошина отмечает, что здоровьесберегающая культура представляет собой не только информированность по проблемам здоровьесбережения, достигаемая в процессе обучения, но и практическое воплощение потребности ведения здорового образа жизни, заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих .

По мнению З.И. Тюмасовой под здоровьесберегающей культурой понимается сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального и общественного здоровья, слагающихся из отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, а также ведению здорового образа жизни.

О.Л. Трещева считает, что здоровьесберегающая культура характеризуется наличием позитивных целей и ценностей; грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью; организацией здорового образа жизни.

В.В. Кожанов определяет здоровьесберегающую культуру как интегративное личное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, к организации здорового образа жизни, валеологического мышления, накопления опыта применения валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни, развития всех компонентов валеологического сознания .

Содержание здоровьесберегающей культуры включает в себя три компонента:

- интеллектуальный, который включает в себя знания в области здоровьесбережения;

- эмоционально-ценностный, включающий активное, положительное отношение к своему здоровью;

- действенно-практический, выявляет применение валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни.

К.К. Платонов выделяет следующие компоненты здоровьесберегающей культуры:

- мотивационно-личностный, который включает в себя совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте здоровьесберегающей культуры в системе общественных отношений;

- когнитивный, который представляет собой целостную практико-ориентированную систему валеологических знаний и умений;

- деятельностный, который обеспечивает достижение определенного уровня здоровья через личностно-значимый и индивидуально-ориентированный здоровый образ жизни .

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Развитие творческих способностей через обучение решению текстовых задач
Большие возможности для воспитания мировоззрения представляют текстовые задачи. Не останавливаясь на неоднократно отмечавшемся значении таких задач, как простейшей, но достаточно четкой модели применения математики к изучению действительности, в которой содержится три характерных момента: перевод р ...

Отношение к природе в дошкольном возрасте
Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Еще в 20-х - 30-х годах ХХ века Ж.Пиаже установил, что основной чертой познавательной деятельности дошкольника является эгоцентризм, который прив ...

Программа семейного детского сада
Данная программа разработана Министерством образования Республики Беларусь, НИИ образования. Предназначена программа воспитателям, которые работают в группах семейного типа, организованных дома у воспитателя. Программа для семейного детского сада создана на основе итогов психолого-педагогических ис ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru