Педагогика и воспитание » Практические методы на уроках окружающего мира как средство формирования мышления младших школьников » Постановка опытов - как способ получения знаний об окружающей действительности

Постановка опытов - как способ получения знаний об окружающей действительности

Страница 2

Понятия "практические" и "самостоятельные" работы предполагают практическую, самостоятельную деятельность школьников по приобретению и усвоению знаний. Чем чаще дети получают задания для самостоятельного выполнения и осмысления, тем больше возможностей у учителя выработать у них привычку и потребность к самостоятельному овладению знаниями. Продолжительность практических работ из класса в класс увеличивается, они становятся более сложными. Первые практические работы проводятся по разработанному плану-образцу, а затем постепенно учитель повышает уровень самостоятельности, дает учащимся задания творческого характера.

Практические работы по форме могут быть индивидуальные, групповые и фронтальные. Больше всего практических работ проводится по распознаванию и определению натуральных объектов природы. С этой целью используются живые растения и животные, гербарии, коллекции плодов и семян, коллекции насекомых, почв, минеральных удобрений, полезных ископаемых и др.

Использование натуральных средств на уроке позволяет школьнику тщательно их рассмотреть, определить цвет, форму, размеры, вкус, запах и т.д. Таким образом, учебная информация поступает по нескольким каналом, что делает обучение более убедительным и достоверным. Еще А.Я. Коменский указывал на то, что чем больше органов чувств задействовано в познании объекта, тем более полные и глубокие представления о нем можно сформировать у ребенка.

Раздаточный материал применяют для уточнения и конкретизации представлений о предмете, для выяснения его скрытых свойств. В этом случае учащиеся выполняют опыты. Пока у школьников не сформировано умение работать с предметами природы, учитель непосредственно руководит их действиями: показывает и объясняет, как следует выполнять работу.

Учащиеся 3-4 классов уже владеют некоторыми навыками работы с предметами природы. Поэтому действия с коллекционным материалом целесообразно организовать так, чтобы школьники были поставлены в положение исследователей, т.е. самостоятельно выявляли свойства природных объектов.

Особое место занимают практические работы с приборами (термометром, компасом, гноманом, глобусом и др.). Учащиеся знакомятся с устройством термометра и правилами его использования, затем проводится практическая работа: у школьников отрабатываются умения пользоваться термометром в различных условиях.

При изучении соответствующих тем по природоведению используется компас. Приемы работы с компасом отрабатываются практически: на экскурсиях, в походах. Практические работы с компасом позволяют научить детей ориентироваться на местности, пользоваться планом и картой, наносить на них условные обозначения.

В зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся выделяют опыты иллюстративные, эвристические и исследовательские.

Иллюстративные опыты применяют для подтверждения учебного материала, рассказанного учителем, а также для проверки усвоения знаний учащимися. Поэтому нередко их называют проверочными. Это, например, опыты, подтверждающие расширение тел при нагревании, различную водопроницаемость горных пород и т.д.

Эвристические опыты (от греческого эврика - "я нашел") проводят с целью получения конкретного результата учащимися самостоятельно. При этом путь работы намечается учителем и известен учащимся, результат же - неизвестен. Например, учащимся предлагают заполнить сосуд водой и выставить на мороз. Вывод по итогам опыта школьники делают самостоятельно.

Исследовательские опыты состоят в том, что учащимся сообщают тему и цель опыта, а после наблюдения по результатам они делают выводы или высказывают предположения. Это, например, описанные в литературе опыты по изучению состояния почвы, ее влагопроницаемости и влагоемкости и другие. В начальной школе эти опыты находят ограниченное применение.

Наблюдения учащихся, фиксирование результатов опыта и формулирование выводов - необходимая составная часть опытов. В этом их сходство с наблюдениями.

Наблюдения и опыты тесно связаны между собой. Нельзя проводить опыты, на уроках окружающего мира не знакомя учащихся предварительно с наблюдениями. Таким образом, наблюдения нередко относят к переходному методу, т.е. сначала проводятся наблюдения, а затем организуются опыты.

Рассмотрим подробнее этапы осуществления практических методов. Проведение любого наблюдения должно представлять собой последовательное выполнение следующих этапов:

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Мишени воздействия
Наиболее психологичной темой, несомненно, является проблема мишеней манипулятивного воздействия. В литературе посвященной манипулятивным технологиям, пишет в своей статье Лепский В. Е., обличению часто подвергается тот факт, что воздействие строится в расчете на низ­менные влечения человека или его ...

Основные приемы и принципы композиции визуальных образов
«Композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сочинение, составление, расположение. Художники и дизайнеры накопили немало знаний и опыта по композиции художественных произведений. Принципы композиции Закон: Строгое соответствие композиционного решения, формы графического информационног ...

Развивающие игры и упражнения
Человек приобретает основные навыки, необходимые для жизни, начиная со своего рождения и до 20 лет. Мозг позволяет нам общаться с внешним миром, обучаться, запоминать информацию и испытывать различные чувства. Он делится на два полушария: правое и левое. Правое полушарие координирует движения и &qu ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru