Новая педагогика » Обучение учащихся стратегиям идентификации слова в процессе чтения иноязычных текстов электронных периодических изданий » Стратегии идентификации слова в процессе чтения иноязычных текстов

Стратегии идентификации слова в процессе чтения иноязычных текстов

Страница 1

Проблема обучению пониманию текста привлекла особое внимание методистов в конце прошлого века. Именно в этот период получила распространение точка зрения, что учить надо не чтению, т.е. декодированию букв и слов, а именно пониманию текста. Эта проблема оказалась в фокусе психолого-педагогических исследований как в нашей стране, так и за рубежом и вызвала много дискуссий. Большинство исследователей, занимающихся этой проблемой, и педагогов-практиков рассматривают понимание текста как интерактивный процесс. В результате взаимодействия читателя с текстом рождается смысл читаемого текста. Уровень понимания текста зависит от того, насколько возможности читателя: уровень заинтересованности в чтении текста, цель чтения, знание предмета, обсуждаемого в тексте, языковая подготовка, осознание процессов, происходящих во время чтения, прогнозирование содержание текста взаимодействуют с возможностями текста: типом текста, его структурой, синтаксисом и его лексическим наполнением. По мнению ведущих зарубежных методистов, большое значение в этом интерактивном процессе имеет наличие фоновых и специальных знаний по проблеме, обсуждаемой в тексте. Свое информационное поле читатель сравнивает с информацией из текста. Если новая информация не находит отклика у обучаемого и не перекликается с его фоновыми и специальными знаниями, читатель не понимает новый материал, не обращает на него внимания. Специальные знания определяют читательские прогнозы относительно содержания иноязычного текста.

Различные методики обучения стратегиям понимания текста разрабатывались как отечественными, так и зарубежными исследователями и педагогами-практиками.

В широком смысле под стратегией понимается некая общая инструкция действования в конкретной ситуации.

Стратегиями овладения иностранным языком называют определённые действия или приёмы, используемые обучаемыми (осознанно или подсознательно) для повышения эффективности восприятия, усвоения и использования изучаемого языка. В настоящее время методистами описано более 100 разнообразных стратегий. Выделяются прямые и косвенные стратегии: к первым относятся стратегии памяти, когнитивные и компенсационные, ко вторым − метакогнитивные, аффективные и социальные.

Для рассматриваемой нами проблематики, а именно смыслового восприятия научно-популярного текста особенно важны стратегии, направленные на уяснение значения нового слова (стратегии идентификации слова), и прежде всего стратегии самостоятельного определения значения нового слова. К таковым, на наш взгляд следует отнести:

1. анализ по частям речи;

2. анализ корней и аффиксов;

3. подбор синонимов, антонимов;

4. догадка по текстовому контексту:

· опора на знакомые слова;

· опора на «здравый смысл»;

· опора на тему текста;

5. анализ сопровождающих предъявление слова картинок и рисунков.

Рассмотрим возможности использования данных стратегий при чтении (смысловом восприятии) научно-популярного текста.

Принятие правильного решения относительно грамматической принадлежности того или иного незнакомого слова является обязательным условием успешности всего процесса его идентификации. Дальнейшие рассуждения читателя о значении слова пойдут разными путями в зависимости от того, отнесёт он его к классу существительных или наречий и т.п. Для того чтобы эта стратегия могла эффективно применяться, учащиеся должны быть знакомы с основами английской грамматики:

− во-первых, они должны быть в состоянии по графическому облику слова определить его грамматическую принадлежность, а также грамматическую

характеристику;

− во-вторых, должны уметь опереться на синтаксическую структуру предложения при определении того, какую функцию выполняет слово в предложении: функцию субъекта, предиката и др.

Страницы: 1 2


Другое по теме:

Особенности психоэмоционального и физического развития детей с нарушениями речи
При моторной функциональной дислалии – в неречевых психических функциях не отмечается серьёзных нарушений, сохранна общая моторика, имеются лишь незначительные нарушения ручной и пальчиковой моторики. В эмоционально – волевой сфере: раздражительность, плаксивость, расторможенность. Интеллектуальное ...

Сюжетное рисование в дошкольном возрасте: его особенности и значение
Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления об окружающей действительности. Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Возможно ...

Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах
Занятие обычно строится по плану: 1) вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя; 2) чтение воспитателем всего текста, 3) повторение всего текста ребенком с хорошей памятью, 4) повторение всего текста ребенком с плохой памятью. Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои о ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru