Педагогика и воспитание » Применение метода проектов на уроках технологии в первых классах » Понятие «Технология» в начальной школе

Понятие «Технология» в начальной школе

Страница 3

Конструктивные (либо функциональные) особенности продуктов труда.

Виды материалов, используемых в работе. Их свойства. Происхождение, применение в народном хозяйстве или художественных промыслах. Производство. Исторические сведения.

Инструменты, приспособления. Их назначение, применение, приемы работы. Безопасность труда. История развития средств и орудий труда. Аналоги в современном производстве.

Способы и приемы преобразования формы. Свойств или состояния сырья, материалов, полуфабрикатов, осуществляемые в процессе производства продукции.

Организация трудового процесса. Трудовая деятельность людей, их отношения в современном производстве этих материалов и изделий из них.

Технологическая документация. Её разработка и использование в процессе работы.

Элементы экономики, экологии, эргономики, дизайна, графики и других знаний по основам наук, способствующих выбору оптимальных способов трудовой деятельности.

На основе анализа технологических процессов, реализуемых в трудовой деятельности младших школьников, мы пришли также к выводу о том, что преемственность учебного содержания трудового обучения должна основываться на типах технологических процессов, характеризуемых идентичностью применяемых материалов и единством способов их обработки.

С точки зрения механических преобразований все материалы можно разделить на следующие классы:

- пластичные. Доступными для овладения работы с ними в младших классах являются: пластилин, глина, снег, песок, парафин, тесто и др.;

- одномерные (нитеподобные, линейные): нитки, бечевки, проволока, леска и др.;

- двумерные (листовые материалы): бумага, картон, клеенка, кожа, полиэтилен, фольга, фанера, оргалит и др.;

- трехмерные (т.е. такие, при обработке которых значение имеют не только плоскостные характеристики, но и третье измерение материала). Это пенопласт, заготовки из древесины, детали наборов типа «конструктор», природные материалы: раковины, шишки, желуди, листья, палочки и др.

Учет единства способов обработки объединенных в классы материалов представляет возможности для конкретизации и определения последовательности усвоения способов разметки, резания и формообразования, а значит, и точного определения необходимых графических умений и способов преобразований на каждом этапе обучения в соответствии с общим уровнем подготовки учащихся (что отсутствует в существующих программах для начальной школы).

Конечно, учащиеся должны усвоить и классификацию материалов по происхождению и производству, что также имеет значение для верного выбора приемов их обработки. Мы выделяем:

Различные материалы из целлюлозы (шпагат, бумага, картон, оргалит).

Текстильные материалы (нитки, веревки, ткани, трикотажные, прессованные, вязанные полотна и др.).

Полуфабрикаты и материалы из древесины (шпон, фанера, рейка, брусок).

Материалы и заготовки из металлов (проволока, жесть, металлическая фольга и пр )

Полимеры (леска, пластиковые пленки, полиэтилен, пенопласт и пр.).

Природные материалы (желуди, шишки, солома, окаменелости, палочки, глина, песок, и пр.).

Основываясь на приведенных классификациях материалов и обобщенных способах обработки, предлагаем структуру курса начальной трудовой подготовки по механическим технологиям (труд человека в быту):

лепка:

а. глина,

б. пластилин,

в. снег,

г. песок,

2. Обработка линейных материалов:

а. плетение,

б. ткачество,

в. вязание,

г. макраме,

д. изготовление изделий из проволоки.

3. Обработка листовых материалов:

а. оригами,

б. изготовление изделий с помощью клея и ножниц,

в. шитье и вышивка,

г. выпиливание из фанеры,

4. Обработка трехмерных материалов:

а. изготовление изделий из объемных деталей склеиванием,

б. изготовление изделий с помощью столярных инструментов,

в. Изготовление изделий с помощью винта и гайки,

Такой подход к структурированию курса трудовой подготовки позволил нам отобрать те предельно общие технологические знания, которые адекватно отражают суть и объекты технологий, оптимально способствуют развитию продуктивного мышления, поскольку отражают общие закономерности работы. В ходе изучения механических технологий учащиеся знакомятся с научной организацией труда, обобщенными способами действий, постигают логику обработки материалов, используют знания по основам наук в процессе труда.

Основываясь на принципе содержательного обобщения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) и деятельностном подходе, мы считаем, что дидактической единицей трудового обучения выступают не конкретные изделия или отдельные приемы, или способы действий, а типы технологических процессов, направленных на достижение целого ряда результатов целесообразной, продуктивной деятельности. Преемственность в изучении типичных технологий, основывающаяся на обобщении способов действии, и должна определять магистральные линии в содержании технологической подготовки учащихся.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Система упражнений комбинаторного характера
Обучение решению комбинаторных задач проходит в три этапа, которые описаны во второй главе. На 1 этапе могут быть предложены следующие задачи. У Маши было 3 цветка: фиалка, нарцисс и тюльпан. Она выкопала три лунки. Нарисуй, как по-разному можно посадить эти цветы, если лунки расположены в один ряд ...

Разработка системы заданий для старшеклассников с учетом особенностей их будущей профессии
После выявления профессиональной ориентации старшеклассников с помощью анкетирования, рассмотренного в 2.1 и определения требований к системе задач и заданий, рассмотренных в 2.2 можно выявить связь между профессиональной ориентацией и заданиями, так же после проведения анкетирования у старшеклассн ...

Использование традиционных технических средств обучения информатике
ТСО, как вытекает из самого их названия, являются средствами обучения, т. е. носителями информации различного плана. Используются они в учебно-воспитательном процессе с помощью методов обучения. Из многих классификаций методов обучения возьмем классификацию, предложенную М. Н. Скаткиным , и рассмот ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru