Педагогика и воспитание » Применение метода проектов на уроках технологии в первых классах » Понятие «Технология» в начальной школе

Понятие «Технология» в начальной школе

Страница 2

На основе анализа технологических процессов современного производства и содержания трудовой деятельности младших школьников нами было сделано предположение о том, что распределение учебного содержания трудового обучения должно основываться на типах технологических процессов, характеризуемых идентичностью применяемых материалов и единством способов их обработки. Это позволит обеспечить преемственность в изучении закономерностей обработки материалов, определить доступные виды работ для каждого уровня обучения с учетом их трудоемкости, необходимые операции, актуализируемые элементы основ наук (графика, экономика, экология, дизайн и др.). Выделить обобщенные способы действий, умения, знания и обеспечить их перенос на новые объекты труда.

Можно предложить следующую классификацию технологий на основе различий в закономерностях преобразований объектов окружающей среды.

Технология изменения свойств и формы:

- механические технологии;

- тепловые технологии.

2. Технологии изменения свойств и состояния:

- химические технологии;

- биотехнологии.

3. Технологии преобразования энергии.

4. Информационные технологии (передача, хранение и обработка различного рода информации).

Выделяют также педагогические технологии как процесс целенаправленных воздействий на учащихся.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников и спецификой трудового обучения в начальной школе оно охватывает некоторые механические технологии. Последние ограничиваются выращиванием растений и уходом за животными. На завершающем этапе трудового обучения в начальной школе программы предлагают ознакомить учащихся с элементами передачи электрической энергии.

Опыт и исследования привели нас к необходимости структурирования содержания курса трудового обучения по типам технологий: механические, биологические, технологии преобразования энергии.

Первоначальная психологическая основа труда детей строится на стремлении ребенка достичь конечного результата. В соответствии с этим неизбежным психологическим фактом мы приходим к выделению в содержании таких укрупненных разделов, как «Труд человека в быту» (механические технологии), «Труд человека в природе» (биотехнологии), «Изготовление игрушек и технических моделей устройств» (технология преобразования энергии).

Раздел «Труд человека в природе» может быть ограничен выращиванием растений и уходом за животными.

Раздел «Труд человека в быту» включает в себя все виды работ по самообслуживанию и изготовлению различных изделий для бытовых нужд, подарков, художественных изделий и т.п. На базе изготовления изделий посредством механической технологии дети могут познакомиться с элементами информационных технологий. Технологий преобразования энергии, узнать о существовании механических, тепловых и других технологий, а также об их месте в современном производстве. В начальной школе должны быть расширены дошкольные представления ребенка о средствах труда, транспорте, машинах, способах передачи и преобразования энергии, средствах хранения и передачи информации, о социальном и предметном мире.

Раздел «Изготовления игрушек и моделей технических устройств» призван обеспечить ознакомление учащихся с техникой, ее устройством, принципами работы, элементами технологий преобразования энергии. Здесь содержаться сведения о том, почему летают самолеты. Вертолеты и ракеты. Какие силы помогают держаться на плаву кораблю, а подводной лодке опускаться на глубину и всплывать на поверхность, что такое электричество, почему парашют удерживает большой груз в воздухе, и другие сведения, которые вводят детей в мир физики. На законах преобразования энергии основано действие и настоящих машин, и их миниатюрных моделей, простых самодвижущихся игрушек. Изготовление последних (причем необязательно действующих) – немаловажный способ ознакомления ребенка с миром техники.

В преемственной связи с этим материалом должны использоваться сведения об использовании электрической энергии на производстве, транспорте в быту и сельском хозяйстве. Именно на основе элементарных знаний о видах преобразования энергии в механике могут быть осознаны понятия о преобразовании электрической энергии, об электрической цепи.

Согласно теории целенаправленной учебной деятельности (П.Я.Гальперин, Д.И.Эльконин и др.), учение с самого начала должно носить характер научно-теоретической деятельности, чтобы основным содержанием его были научные, а не эмпирические знания. Исходя из анализа знаний. Применяемых учащимися в ходе осознанного выполнения технологических заданий, учитывая направленность курса трудового обучения, различные подходы к отбору и систематизации сведений политехнического характера и рассматривая это содержание с точки зрения технологической подготовки учащихся, основанной на теории деятельности, мы пришли к выводу о том, что структура учебного содержания должна включать следующие знания:

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Распределение функциональных обязанностей руководящих работников
Организационная структура ГОУ СПО «Профессионально – педагогический колледж» Рис. 1 ...

Методика ознакомления детей 6-7 лет с календарем
Для того чтобы формировать у детей первоначальные понятия об основных календарных единицах времени и дать правильное толкование этих мер, воспитателю необходимо знать об истории происхождения мер времени. Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникл ...

Общий анализ образовательной программы «Технология»
Программа учебной дисциплины «Технологии» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по дисциплине начального образования и является единой для всего обучения. Предмет «Технология» является основной подготовкой у школьников творческих ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru