Педагогика и воспитание » Активизация учебной деятельности младших школьников » Определение понятий «учебная деятельность», «активизация учебной деятельности» в педагогической литературе

Определение понятий «учебная деятельность», «активизация учебной деятельности» в педагогической литературе

Страница 5

Исходя из определения учебной деятельности как деятельности по овладению обобщенными способами действия, саморазвития обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач, Д.Б. Эльконин подчеркивает ее общественный характер:

по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством;

по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема;

по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях (например, в школах, гимназиях, учреждениях дополнительного образования и др.).

Отношение школьников к учению учителя обычно характеризуют активностью. В структуре активности выделяются следующие компоненты:

готовность выполнять учебные задания,

стремление к самостоятельной деятельности,

сознательность выполнения заданий,

систематичность обучения,

стремление повысить свой личный уровень и др.

Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. И.П. Подласый определяет ее как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации — формирование активности учеников, повышение качества учебно-воспитательного процесса .

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребёнка, которая провоцирует учебную, на базе познавательного энтузиазма. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников составная часть совершенствования способов обучения (преподавания и учения). Обширное понятие активности учащихся имеет философский, социальный, психологический и другие аспекты. (Аристотель, Э.И. Моносзон, И.Ф. Харламов и др.) Рассматриваемое в психолого-педагогическом аспекте это понятие связано с целями обучения.

Через цели организации активной учебной деятельности школьников влияет на все другие составляющие методической системы и их взаимосвязи.

Анализ понятий активности школьника в процессе обучения предполагает исследование таковых психолого-педагогических закономерностей, как формирование потребности к исследованию, создание положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей хорошему напряжению умственных и физических сил учащихся.

Идею активизации обучения с помощью наглядности, методом наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов в начале 19 века развивал швейцарский ученый И.Г. Песталоцци.

За развитие умственных способностей дитя и внедрение обучение исследовательского подхода вел борьбу французский философ Ж.Ж. Руссо.

«Сделайте вашего дитя, - писал он, - внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы произнесли, а что сам понял».

В этих словах Руссо верно выражена мысль обучения на завышенном уровне трудности, но с учетом доступности, мысль самостоятельного решения учеником сложных вопросов.

Эта мысль активизации обучения с помощью самостоятельного решения учеником сложных вопросов получила свое дальнейшие развитие в трудах Ф.К. Дистервега. Он утверждал, что хорош лишь тот способ обучения, который активизирует его лишь на запоминание изучаемого материала. То, чего человек не заполучил методом собственной самостоятельности, - не его.

На учение К.Д. Ушинского опирались прогрессивные российские методисты, боровшиеся против догматических и схоластических способов обучения, которые переждали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности.

В поисках новейших активных способов обучения огромного фуррора добился российский методист естествознания А.Я. Герд, который формулировал принципиальные положения развивающего обучения. Он достаточно полно выразил суть процесса самостоятельного приобретения новейших знаний, утверждая, что если ученик сам следит и сам сравнивает, то «знание его отчетливее, определённее и составляют его собственность, приобретенную им самим и поэтому ценную».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Роль и функции школы в воспитании подростков
Формирование развитой личности – это конечная цель воспитания подростка в свете основных задач современного общества. Но эта цель не может быть реализована автоматически, без усилий со стороны. Во-первых, необходимо создать материальные возможности и социальные условия. Во-вторых, создать предпосыл ...

Три основные концепции обучения
Концепция обучения – это система взглядов на дидактику и её основные категории, базирующиеся (основанные) на различных философских основаниях. В педагогике концепцию обучения часто называют дидактическими системами (система Коменского). В дидактике к настоящему времени выделяют три основных концепц ...

Система работы по использованию подвижных игр детей старшего дошкольного возраста
Согласно составленному плану в экспериментальной группе мы проводили занятия, направленные на повышение уровня развития психофизических качеств с использованием подвижных игр. Дополнительные занятия были организованы во второй половине дня три раза в неделю по 35 минут, включающие подвижные игры и ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru