Педагогика и воспитание » Активизация учебной деятельности младших школьников » Определение понятий «учебная деятельность», «активизация учебной деятельности» в педагогической литературе

Определение понятий «учебная деятельность», «активизация учебной деятельности» в педагогической литературе

Страница 2

Описанное строение характерно для развитых форм учебной деятельности, являющихся результатом ее формирования в условиях школьного обучения. Процесс формирования учебной деятельности изучен недостаточно. На основании экспериментальных данных в нем можно выделить три основные стадии. Первая из них характеризуется освоением отдельных учебных действий - на этой основе возникает ситуационный интерес к способам действия и формируются механизмы «принятия» частных учебных целей - осуществление учебной деятельности возможно только при непосредственном взаимодействии с учителем, который ставит цели, организует действия, осуществляет их контроль и оценку. На второй стадии учебные действия объединяются в целостные акты деятельности, подчиненные достижению более отдаленной конечной цели - по мере формирования таких актов познавательный интерес приобретает устойчивый характер, начиная выполнять функцию смыслообразующего мотива учебной деятельности - с этим связано дальнейшее развитие механизмов целеполагания, обеспечивающих не только принятие поставленной извне конечной цели, но и самостоятельную ее конкретизацию - на этой основе интенсивно формируются действия контроля и оценки. Третья стадия характеризуется объединением отдельных актов учебной деятельности в целостные системы - познавательный интерес характеризуется обобщенностью, устойчивостью и избирательностью, начиная во все большей степени выполнять функцию побудительного мотива деятельности - в системе учебных действий одно из центральных мест занимают действия с различными источниками учебной информации (учебником, справочником, картой и т.п.). Хронологические рамки указанных стадий относительны и определяются в первую очередь условиями обучения. При неблагоприятных условиях развитие учебной деятельности может остановиться на первой стадии - в оптимальных условиях уже на 6-7-м году обучения учебная деятельность вступает в высшую стадию своего формирования.

Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. При расширительном его толковании этим термином подменяются понятия научения и учения. Согласно периодизации возрастного развития Д.Б. Эльконина учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Однако она продолжает оставаться одним из основных видов активности и в последующие возрастные периоды – подростковый, старший школьный и студенческий. В этом смысле учебную деятельность можно определить как деятельность субъекта по овладению обобщенными способами решения жизненных задач и саморазвитию, осуществляемую путем решения учебных задач, специально поставленных преподавателем. Первоначально учебная деятельность осуществляется на основе внешнего контроля и оценки со стороны преподавателя, но постепенно они переходят в самоконтроль и самооценку учащегося.

К собственно деятельностным характеристикам учебной деятельности относятся ее предмет, средства и способы осуществления, продукт и результат. Предметом учебной деятельности, т.е. тем, на что она направлена, являются, прежде всего, усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ и алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность не тождественна усвоению. Усвоение является основным ее содержанием и определяется строением и уровнем ее развития. В то же время усвоение опосредствует изменения в интеллектуальном и личностном развитии субъекта.

А.П. Тряпицына дает следующее определение понятия: «учебная деятельность - целенаправленный, мотивированный и педагогически организованный процесс, в результате которого происходит овладение навыками, умениями, а также развитие творческих сил, способностей и мотивационной сферы школьников».

И.А. Зимняя определяет учебную деятельность как «деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Психологические особенности младшего школьного возраста
Вопрос о психологической специфике развития в младшем школьном возрасте представляется очень актуальным для педагогов и злободневным. В последние десятилетия появилось большое количество самых разнообразных образовательных учреждений, где обучаются дети младшего школьного возраста. При этом, с одно ...

Психолого-педагогические особенности развития школьников подросткового возраста
Эффективность усвоения трудовых действий во многом зависят от возрастных особенностей учащихся. Установлено, что у детей десяти и старше лет костно-мышечная и нервная системы развиты настолько, что становится возможным систематическое и трудовое обучение учащихся в школьных мастерских. В этом возра ...

Состояние проблемы эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании
Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетическ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru