Новая педагогика » Процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников » Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Страница 9

Если следовать теории Н.И. Жинкина о механизме речи, построение высказывания начинается с распределением субъектов и предикатов: предложение развертывается от предикативной группы, от нее идут цепи второстепенных членов.

Сочетание слов – двигатель речевого механизма.

Предложение слов – двигатель речевого механизма.

Предложение не просто набор слов, а тесно спаянная система отношений, по преимуществу – подчинительных. Их понимание формируется с помощью вопросов к членам предложения. Вопросы же, как уж было отмечено, опираются на языковое чутье, на понимание смысла высказывания.

В этих вопросах и ответах просматриваются цепи словосочетаний. Так в предложении Коля купил общую тетрадь для записи названий прочитанных книг.

Коля купил- предикативная группа;

Купил что? – тетрадь общую;

Тетрадь какую?- тетрадь общую;

Тетрадь для чего? – тетрадь для записи;

Для записи чего? – для записи названий;

Названий чего? – названий книг;

Книг каких? – прочитанных книг.

Теперь можно построить схему модель « глубины» подчинительных связей в предложении. Изобразим это в виде «лесенки»

Коля купил- 1-ая позиция

тетрадь- 2 ая позиция

общую для записи 3 ая позиция

названий 4 ая позиция

книг 5 ая позиция

прочитанных 6 ая позиция

Главные члены предложения легче всего усваиваются в варианте « деятель – действие»: коля и купил.

Общепринятое определение подлежащего – « то, о чем говорится в предложении» нередко дезориентирует школьника: так в предложении о Коле дети подлежащим сочли тетрадь, ведь о ней говорится в предложении, к тому же тетрадь отвечает на вопрос что? Именно тетрадь несет новое сообщение.

Наиболее частая и трудно исправимая ошибка учащихся – смещение грамматического и логического подлежащего: Коле купили тетрадь. Клониться от разбега подобных примеров удается не всегда. Учитель постепенно расширяет набор вариантов выражения как подлежащего, так и сказуемого: от глагольного сказуемого переходят к именному: Коля – отличник, высок ростом, стал чемпионом.

В начальной школе не всегда знакомят детей с определением, дополнением, обстоятельствами, объединяя их под названием, « второстепенные члены предложения». Но различия могут быть легко усвоены, дети разграничивают их без особых трудностей. Случаи синкретизма не часты, их можно не подчеркивать( Мальчик спрыгнул в яму – во что? Куда?) Работа осознания языковых единиц предполагает обучение построению простого предложения в зависимости от задач и целей высказывания, распространение основы предложения словами и словосочетаниями. Приведем примеры некоторых упражнений.

Прочитайте. Спишите. Дубы. Наступила осень. Вспыхнули березы, осина. Только дубы стояли посреди леса зеленые. Прошла осень. Опали листья. Лес почернел. Только дубы золотились в лесу. ( Ю. Коваль.)

В предложениях найдите слова, показывающие о чем говорится в предложении, что говорится. Подчеркните их.

Прочитайте.

Пришла осень. Астры загорелись ярким костром. Клены пожелтели. Рябины гнуться к земле.

В предложениях найдите подлежащее и сказуемое. Подчеркните их.

Образец. Астры загорелись ярким костром.

Из слов, данных в скобках, выберите подходящее по смыслу подлежащее. Предложения запишите.

В рощах ( лето, весна, зима) недавно гостило

Пришел ( сентябрь, осень).

Могучие ( дубы, дерево) гордо стоят посреди леса. Желательно, чтобы анализ текста» Дуба» опирался на личные наблюдения детей, чтобы в процессе экскурсии учитель объяснил школьниками значение предложений. Вспыхнули березы, осины. Пожелтели листья берез, покраснели листья осени. Лес похож на вспыхнувший костер.

При анализе текста учащиеся находят подлежащее, сказуемое, выписывают их в том порядке, как это дано в упражнении, подчеркивают подлежащее, сказуемое: Пришла осень. Опали листья. Лес почернел. Дубы золотились.

Упражнение специально подобрано так, чтобы дети сразу осознавали взаимосвязь между подлежащим и сказуемым, понимали, что предложение часто может начинаться и со сказуемого. Для развития умений находить главные члены предложения целесообразно использовать распространенные предложения и предложения с однородными подлежащими:

Вспыхнули березы, осины. Важно обратить внимание на то, что в предложении при одном сказуемом два подлежащих, что эти подлежащие на письме отделяются запятой.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Другое по теме:

Функции социального педагога, воздействующие на коррекцию поведения ребенка
Социальный педагог – это профессионально подготовленный специалист в области педагогики отношений в социуме. В семье, в сельской общине и на предприятии, в общеобразовательной школе, в больнице, приюте, детском доме, интернате для престарелых социальный педагог влияет на формирование воспитывающих, ...

Ценности современной молодежи
Ценностные ориентации рассматриваются как смыслообразующая основа человеческой жизни, обозначающаю для личности все то, что затрагивает ее как субъект: сознание и самосознание, целеполагание, избирательность и свободу, т.е. ценностные ориентации выражают внутренний мир личности. В процессе трансфор ...

Формы и методы деятельности социального педагога в условиях школы
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач: · во-первых, необ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru