Леночка вернулась в комнату, за ней бежал щенок. Мишка схватил его на руки.
- Дружок! Верный мой пес! Ты не забыл нас? Леночка хлопала в ладоши и кричала:
- Мы его в чемодане с поезда принесли! Мы по ошибке ваш чемодан взяли! (Носов). В заключение полезно использовать следующие упражнение. Прочитайте. Спишите, расставляя знаки препинания в конце предложения в зависимости от интонации.
Хорошо было в лесу(.?!) В воздухе порхали бабочки(.?!) Со всех сторон доносились голоса птичек(.?!) Так было хорошо, что не хотелось уезжать домой(.?!)(н. Носов).
Прочитайте предложения сначала с повествовательной, затем с вопросительной, с восклицательной интонацией.
Очень важно, чтобы дети не только отвечали на вопросы, т.е. пользовались повествовательными предложениями, но и сами ставили вопросы к тексту, например: Спроси Петю, хорошо ли утром в лесу. Ребенок может сформулировать несколько вопросов: Петя хорошо утром в лесу? Или: В лесу утром хорошо?
Аналогично можно провести работу и над другими группами предложений, то есть следить не только за правильным интонированием предложения, но и учить детей ставить вопрос к предложению и правильно отвечает на него, изменяя порядок слов и используя логическое ударение.
К предложению Сегодня мы пойдем в лес за грибами можно поставить ряд вопросов: Сегодня или завтра мы пойдем в лес за грибами? Мы пойдем в лес за грибами или за ягодами? Когда мы пойдем в лес за грибами? Куда мы пойдем сегодня? Естественно, что ответ на каждый из этих вопросов будет различным по интонации, то есть дети голосом выделяют, то слово в котором содержится ответ на поставленный вопрос.
А заключение можно записать по одному предложению из каждого столбика примеров или аналогично разобрать предложение из произведений Н.Н.Носова.
Таким образом, интонация – сложное фонетическое явление. Она связана с линейным характером предложения, то есть с последовательным произнесением составляющих его слов.
Ознакомление младших школьников с главными и второстепенными членами предложения.
Теория членов предложения предлагает деление этой языковой единицы на составляющее – на синтаксические формы слов и словосочетаний – аналитическая операция, позволяющая ответить на вопрос: « Как сделана данная языковая единица?»
Теория актуального членения рассматривает предложение как часть более сложной синтаксической единицы – текста – роли предложения» в конкретном тексте.
Школьный курс синтаксиса основан на теории членов предложения в том виде, в каком она существовала в первых русских грамматиках, а принципы этой теории были сформулированы еще античными грамматиками. Учение о членах предложения было создано в рамках грамматики, еще не делившийся на две части – на морфологию и синтаксис, и поэтому оно тесно связано с морфологией, учением о частях речи и их формообразованием.
Так была создана морфологическая схема, которая до сих пор используется в школьной практике. По этой схеме подлежащее может быть выражено только Именительным падежом, а для выражения сказуемого предназначается глагол или глагол – связка в соединением с другой частью речи; остальные члены предложения выражаются существительными в косвенных падежах, прилагательными, наречиями и признаются второстепенными, то есть необязательными. Но учащиеся в речевой практике используют различные предложения, которые не укладываются в эту схему, и это подсказывается языковым путем. Например: У меня болит голова. В школе двадцать девять классов. Ветром смело крышу.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – являются равноправными, взаимозависимыми членами предложения, поэтому совершенно неважно, с какого главного члена следует начинать анализ предложения: или с подлежащего, или со сказуемого. Одним из существительных свойств второстепенных членов предложения являются выражения определенных синтаксических отношений. При анализе предложения по членам введение терминов» определение», « дополнение», « обстоятельство» дело не столь существенное. Важно, чтобы ученик понимал, какие смысловые понятия и отношения выражаются второстепенными членами в строе предложения. В процессе упражнений, отвечая на вопросы, приучались устанавливать связь между словами, определяя главные и второстепенные члены предложения, школьники приобретают важнейшие знания и умения в осознании основных отношений: места, времени, причины, цели.
Другое по теме:
Проблема разработки МПС в психолого–педагогической
литературе
Истоки идеи МПС можно найти в трудах Яна Амоса Каменского, который считал изолированное изучение взаимосвязанных явлений главной причиной непрочных знаний учащихся. В « Великой дидактике» он писал: «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи.» И. Песталоцци, И. Герб ...
Роль ИЗО-деятельности в развитии детей
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. В отече ...
Речевые нарушения у дошкольников с детским церебральным параличом
В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значимое место занимает расстройство речи частотой около 70 процентов. Формы речевых нарушений разнообразны, что связано с вовлеченностью в патологический процесс различных мозговых структур. Целесообразно выделять следующие формы нарушений: 1) В ...