Леночка вернулась в комнату, за ней бежал щенок. Мишка схватил его на руки.
- Дружок! Верный мой пес! Ты не забыл нас? Леночка хлопала в ладоши и кричала:
- Мы его в чемодане с поезда принесли! Мы по ошибке ваш чемодан взяли! (Носов). В заключение полезно использовать следующие упражнение. Прочитайте. Спишите, расставляя знаки препинания в конце предложения в зависимости от интонации.
Хорошо было в лесу(.?!) В воздухе порхали бабочки(.?!) Со всех сторон доносились голоса птичек(.?!) Так было хорошо, что не хотелось уезжать домой(.?!)(н. Носов).
Прочитайте предложения сначала с повествовательной, затем с вопросительной, с восклицательной интонацией.
Очень важно, чтобы дети не только отвечали на вопросы, т.е. пользовались повествовательными предложениями, но и сами ставили вопросы к тексту, например: Спроси Петю, хорошо ли утром в лесу. Ребенок может сформулировать несколько вопросов: Петя хорошо утром в лесу? Или: В лесу утром хорошо?
Аналогично можно провести работу и над другими группами предложений, то есть следить не только за правильным интонированием предложения, но и учить детей ставить вопрос к предложению и правильно отвечает на него, изменяя порядок слов и используя логическое ударение.
К предложению Сегодня мы пойдем в лес за грибами можно поставить ряд вопросов: Сегодня или завтра мы пойдем в лес за грибами? Мы пойдем в лес за грибами или за ягодами? Когда мы пойдем в лес за грибами? Куда мы пойдем сегодня? Естественно, что ответ на каждый из этих вопросов будет различным по интонации, то есть дети голосом выделяют, то слово в котором содержится ответ на поставленный вопрос.
А заключение можно записать по одному предложению из каждого столбика примеров или аналогично разобрать предложение из произведений Н.Н.Носова.
Таким образом, интонация – сложное фонетическое явление. Она связана с линейным характером предложения, то есть с последовательным произнесением составляющих его слов.
Ознакомление младших школьников с главными и второстепенными членами предложения.
Теория членов предложения предлагает деление этой языковой единицы на составляющее – на синтаксические формы слов и словосочетаний – аналитическая операция, позволяющая ответить на вопрос: « Как сделана данная языковая единица?»
Теория актуального членения рассматривает предложение как часть более сложной синтаксической единицы – текста – роли предложения» в конкретном тексте.
Школьный курс синтаксиса основан на теории членов предложения в том виде, в каком она существовала в первых русских грамматиках, а принципы этой теории были сформулированы еще античными грамматиками. Учение о членах предложения было создано в рамках грамматики, еще не делившийся на две части – на морфологию и синтаксис, и поэтому оно тесно связано с морфологией, учением о частях речи и их формообразованием.
Так была создана морфологическая схема, которая до сих пор используется в школьной практике. По этой схеме подлежащее может быть выражено только Именительным падежом, а для выражения сказуемого предназначается глагол или глагол – связка в соединением с другой частью речи; остальные члены предложения выражаются существительными в косвенных падежах, прилагательными, наречиями и признаются второстепенными, то есть необязательными. Но учащиеся в речевой практике используют различные предложения, которые не укладываются в эту схему, и это подсказывается языковым путем. Например: У меня болит голова. В школе двадцать девять классов. Ветром смело крышу.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – являются равноправными, взаимозависимыми членами предложения, поэтому совершенно неважно, с какого главного члена следует начинать анализ предложения: или с подлежащего, или со сказуемого. Одним из существительных свойств второстепенных членов предложения являются выражения определенных синтаксических отношений. При анализе предложения по членам введение терминов» определение», « дополнение», « обстоятельство» дело не столь существенное. Важно, чтобы ученик понимал, какие смысловые понятия и отношения выражаются второстепенными членами в строе предложения. В процессе упражнений, отвечая на вопросы, приучались устанавливать связь между словами, определяя главные и второстепенные члены предложения, школьники приобретают важнейшие знания и умения в осознании основных отношений: места, времени, причины, цели.
Другое по теме:
Обсуждение результатов формирующего эксперимента
Проверка полученных результатов производилась по методике, описанной в главе 2.1 Результаты констатирующего эксперимента представлены в главе 2.2. и протоколах обследования, см. приложение 1 . Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице № 3. Состояние фонетико – фонематических функц ...
Развитие певческого дыхания на уроках И.Ю. Белобородовой
Учитель музыки Белобородова Ирина Юрьевна при разучивании песен на уроках большое внимание уделяет развитию хорошего певческого дыхания, которое благотворно влияет на хорошее снабжение кислородом «главного дирижера нашего организма» - головного мозга. При таком типе дыхания диафрагма работает напод ...
Выявление условий для развития изобразительного творчества
детей в семье и детском саду и уровней изобразительного творчества у детей
исследуемой группы
Констатирующий эксперимент был проведен в несколько этапов. Первым этапом было выявление условий для развития изобразительного творчества детей в семье и детском саду. С этой целью нами были разработаны анкеты для родителей и отдельно для воспитателя группы. Анкета для родителей включала вопросы, о ...